Образовательная программа «Культурное наследие и локальные смыслы для развития местных сообществ»

10 лучших практик по работе с краеведением и этнокультурным наследием

Предисловие

С января 2022 года по февраль 2023 года Ассоциация этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО» (г. Петрозаводск) реализовывала проект «Интерактивное краеведение: хранители места и формирование локальных смыслов», который направлен на совершенствование методов краеведческой работы этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия Республики Карелия. В рамках проекта, наряду с другими мероприятиями, были выявлены лучшие методики работы с краеведением и практики по переосмыслению и актуализации этнокультурного потенциала территорий. Участниками исследования стали этнокультурные центры Республики Карелия, некоммерческие организации, работающие в сфере этнокультурного наследия, бизнес-организации сферы туризма.

Исследование проходило посредством проведения:

  • Образовательных программ по интерактивному краеведению, в рамках которых был представлен передовой опыт работы с этнокультурным наследием сельских учреждений Республики Карелия, Вологодской и Мурманской областей;
  • Программы стажировок, в рамках которой состоялись рабочие поездки в 12 населённых пунктов юга и севера Республики Карелия, где был изучен опыт работы 22 учреждений и организаций;
  • Конкурса «Лучший этнокультурный центр Карелии 2022 года», в рамках которого 13 участников проанализировали опыт работы за 2022 год и представили наработки по актуализации краеведческого и этнокультурного потенциала территорий.

Основными критериями отбора лучших этнокультурных практик стали:

  • направленность практик на сохранение и актуализацию этнокультурного наследия
  • апробация новых форм работы с краеведением и нематериальным наследием территорий
  • специфика территорий и локальный культурный контекст места
  • востребованность и актуальность этнокультурных идей
  • устойчивое и поступательное развитие организации, наличие перспективного видения развития
  • социокультурная активность, вовлечение местного сообщества

На основе собранного материала исследовательской командой Ассоциации «ЭХО» были выделены десять лучших практик по работе с краеведением и актуализацией этнокультурного наследия из пяти муниципальных районов Республики Карелия, три из которых носят статус «национального» и являются традиционным местом проживания коренного населения.

  • Дом карельского языка, с. Ведлозеро, Пряжинский национальный р-н
  • Общество карельской культуры «Viena», г. Костомукша
  • Центр поморской культуры, г. Беломорск
  • Этнокультурный центр «Калевалатало», пгт. Калевала
  • Этнокультурный центр деревни Кинерма, Пряжинский национальный р-н
  • Этнокультурный центр «Линду», г. Олонец
  • Этнокультурный центр Пряжинского национального р-на, пгт. Пряжа
  • Этнокультурный центр хутора Хайколя, Калевальский национальный р-н
  • Этнокультурный центр «Хламной сарай», с. Нюхча, Беломорский р-н
  • Этнопарк «Географика», с. Колежма, Беломорский р-н

Дом Карельского Языка

Юридический статус: Карельская региональная общественная организация

Местонахождение: cело Ведлозеро, Пряжинский национальный муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/karjalankielenkodi
Сайт: karjalankielenkodi.com

История создания

В 2012 году инициативная группа жителей села Ведлозеро приняла решение создать общественную организацию с тем, чтобы объединить усилия по сохранению карельского языка. На средства, вырученные от благотворительности, удалось построить дом, названный Домом карельского языка, ставший за десять лет площадкой для апробации разных языковых практик. Большую часть работы здесь выполняют жители села, приезжие волонтёры. В общественной организации насчитывается чуть более 50 членов и несколько сотен друзей и единомышленников. Организация существует в основном на благотворительные средства, личные средства членов организации, местных жителей и проектной деятельности.

Виды деятельности и услуги

  • организация языковых курсов и кружков по изучению и использованию карельского языка;
  • организация работы группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в форме «языкового гнезда»;
  • организация работы любительских объединений, клубов по интересам, самодеятельных театров, а также иная культурно-просветительская деятельность на карельском языке;
  • оказание методической, информационной работы в области сохранения и развития карельского языка;
  • проведение мастер-классов, тренингов по обучению традиционным ремёслам для детей, подростков, взрослого населения;
  • организация этнокультурной туристической деятельности, изготовление и реализация сувенирной продукции;
  • организация работы по этнокультурной, социально-бытовой адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • издательская деятельность языковой и этнокультурной направленности.

Краткое описание практики

Пример работы Дома карельского языка — это локально-гражданская инициатива жителей села и языковых активистов по созданию живой среды, поддерживающей сохранение и развитие ливвиковского наречия карельского языка.

Как работает практика

  1. Языковое гнездо, задача которого — воспитание двуязычных детей, привитие знаний о карельском языке и культуре. Это полное языковое погружение в течение всех рабочих дней, организация пребывания и ухода детей в языковой среде. Дети дошкольного возраста абсолютно нормально/естественно адаптированы к языковой карелоязычной среде. Они хорошо понимают бытовую речь, язык в рамках усваиваемой ими программы. С помощью языкового гнезда задействуются семьи, родственники детей. Они становятся участниками разных языковых практик в Доме карельского языка, например, бабушки детей посещают языковые курсы, театральный кружок или кружок по физкультуре, рукоделию, родители приходят на языковые мастер-классы, разные мероприятия. Таким образом, Дом карельского языка напоминает одно большое языковое сообщество (семью). Звучание карельского языка становится естественным, полным и взаимодополняемым, а атмосфера очень естественной, домашней и творческой.
  2. Этнопродлёнка, задача которой — поддержание и развитие знаний карельского языка у детей, ранее посещавших языковое гнездо и ныне посещающих ведлозерскую общеобразовательную школу. В рамах продлёнки в течение четырёх рабочих дней в неделю происходит трёхчасовое языковое погружение; организуются занятия и досуг в языковой среде. Дети, посещавшие языковое гнездо до поступления в школу, имеют риск забыть карельский язык, осваивая образовательную программу в школе полностью на русском языке. С помощью этнопродлёнки соблюдается возрастная преемственность в изучении карельского языка. Дети достаточно успешно изучают в этнопродлёнке язык на грамматическом уровне, поддерживают его в живом общении. Благодаря языковому гнезду и этнопродлёнке поддержана связь детей младшего дошкольного и школьного возраста.
  3. Создание аудиогида — экскурсии для гостей и туристов Ведлозера. Разработан туристический маршрут, позволяющий познакомиться с историей старинного карельского села Ведлозеро. Собрана и систематизирована информация, записана на носитель. Аудиогид доступен для скачивания также на русском языке. С помощью смартфона и бесплатного приложения izi.travel или загрузкой QR-кода.
  4. Дом карельского языка работает в сотрудничестве с учёными, языковыми активистами, предоставляет образовательные услуги, делится опытом и методиками, готов стать опорной площадкой для проведения исследований. Расширены контакты с российским и международным медиа-пространствами, создаются различные методические и информационные продукты.

Этнокультурный центр деревни Кинерма

Юридический статус/название: Общественный фонд поддержки карельского культурного наследия Республики Карелия

Местонахождение: деревня Кинерма, Пряжинский национальный муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/kinnermaki
Сайт: kinerma.com

История создания

Кинерма (карел. Kinnermy, Kinnermägi) — комплексный памятник деревянного зодчества карелов-ливвиков. Деревня имеет необычную, круговую планировку с кладбищем и часовней в центре, хотя в карельских деревнях было принято оставлять их за деревней. Численность проживающих — 6 человек. Семья Калмыковых, перебравшись из г. Петрозаводска в родную деревню, вместе с другими жителями занимается сохранением и развитием деревни. В 2006 г. был создан Общественный фонд поддержки карельского культурного наследия Республики Карелия. В 2016 г. Кинерма вошла в Ассоциацию самых красивых деревень России.

Виды деятельности и услуги

  • экскурсии по деревне;
  • экскурсии в деревенский музей и часовню Смоленской Богоматери;
  • мастер-классы по традиционным блюдам карельской кухни;
  • мастер-класс по изготовлению куклы «Карельская рванка»;
  • услуги размещения.

Краткое описание практики

Сохранение древней карельской деревни карелов-ливвиков, как жемчужины карельской культуры, как части мирового культурного наследия.

Как работает практика

  1. Семья Калмыковых своими силами отреставрировала один из старых домов, построили навесы и костровища, воссоздали традиционный крестьянский дом, баню по-чёрному, деревянные резные изгороди.
  2. Гостевой дом «Кинерма» семьи Калмыковых принимает туристов — ценителей старины, живописной природы Русского Севера и деревенской экзотики. Здесь вам предложат размещение и настоящую баню по-чёрному, расскажут о традиционной архитектуре домов, проведут по знаковым местам деревни: вы увидите старинную часовню с сохранившимся иконостасом, окружённую еловой рощей, потрясающе красивые аутентичные дома, сени, познакомитесь с карелами в 15-ом (!) поколении, которые расскажут о своей культуре и быте, обычаях и традициях.
  3. Ежегодно, 10 августа, в деревне проходит традиционный театральный фестиваль «Nerokaššali» («Короб талантов»), одно из немногих событий в Республике Карелия, которое полностью проходит на ливвиковском наречии карельского языка.
  4. Жители своими силами реализуют инициативы по сохранению деревни. Например, проект «Вода Кинермы», в рамках которого были отремонтированы колодцы деревни, обустроена природная тропа к озеру Ведлозеро, сделаны навесы, настилы на ламбине.
  5. В 2018 г. жители деревни посадили яблоневый сад, а в 2022 г. своими силами построили концертную площадку, импровизированное открытие которой состоялось в августе того же года вечером фортепианной музыки «Прощание с летом» русско-канадского пианиста Сергея Саровского.

Общество карельской культуры «Viena»

Юридическое статус/название: Карельская региональная общественная организация «Фонд Архиппы Перттунен»

Местонахождение: город Костомукша, Костомукшский городской округ

Вконтакте: vk.com/vienakostamus

История создания

Участники общества карельской культуры «Viena» и КРОО «Фонд Архиппы Перттунен» уже порядка 40 лет знакомят жителей и гостей города Костомукша с культурой карельского народа, с традициями и обычаями Беломорской Карелии. Среди членов общества — коренные носители собственно карельского наречия, одного из древнейших в семье прибалтийско-финских языков.

Виды деятельности и услуги

  • культурные и образовательные программы для детей;
  • разговорный клуб и курсы карельского языка;
  • курсы по обучению игре на кантеле (музыкальный инструмент), курсы по изготовлению кукол для театра;
  • театр кукол «Orvokki», спектакли на карельском языке;
  • краеведение, фольклор, традиционные ремёсла и промыслы;
  • кулинарные и ремесленные мастер-классы для взрослых и детей;
  • экскурсии по рунопевческим деревням;
  • организация и проведение деревенских праздников.

Краткое описание практики

Дать продолжение жизни карельским традициям и карельскому языку, передать знания будущим поколениям, сохранить культурный слой родной земли — основная задача Общества карельской культуры «Viena».

Как работает практика

  1. Проведение в нежилых рунопевческих поселениях аутентичных деревенских праздников: летом городские жители на один день возвращаются в свои родовые деревни, на улице за большим столом с традиционным угощением и самоваром вспоминают историю деревни, жителей, поют традиционные песни на карельском языке, работает выставка фотографий, проводятся мастер-классы.
  2. Установка в нежилых рунопевческих деревнях информационных стендов и указателей с названиями на русском и карельском языках; проведение субботников по благоустройству знаковых мест рунопевческих деревень.
  3. Организация и проведение традиционного фестиваля рыбной ловли «Kuitinkala» в деревне Вокнаволок: команды местных жителей соревнуются на озере в лове рыбы, а для гостей праздника тем временем проходят карельские игры и развлечения: «Пояс Хийси», «Деревянные ботинки», "След Метсяляйнена","Говорим по-карельски«, бой подушками, бег в мешках, катание на финских санях и, конечно, настоящая уха из ряпушки, налима, щуки.
  4. Разработана и апробирована программа для гостей города Костомукша, которая комплексно представляет традиционную культуру беломорских карелов. История о бытовых предметах сменяется песней на карельском языке, затем под звуки кантеле в исполнении детей звучит руна карело-финского эпоса «Калевала», которая перетекает в разговор о традиционных музыкальных инструментах — кантеле и йоухикко, вам предложат поиграть на них, и в заключение — карельская игра. Программа ёмкая по содержательному наполнению и выдержанная по времени.
  5. Вместе с жителями города Костомукша и партнёрами организации реализуются социокультурные проекты, позволяющие организовывать курсы гидов по рунопевческим деревням, курсы игре на кантеле, создавать медиа-ресурсы о традициях карелов, шить национальные костюмы, издавать материалы на карельском языке, организовывать праздники и мастер-классы.

Центр поморской культуры

Юридический статус: Структурное подразделение муниципального бюджетного учреждения «Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы»

Местонахождение: город Беломорск, Беломорский муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/public41933338
Сайт: pomorskibereg.ru

История создания

В 2009 г. было образовано муниципальное учреждение «Центр поморской культуры»; в 2012 г. в его составе был создан информационно-краеведческий отдел, в основные задачи которого вошли сбор, систематизация и развитие краеведческого ресурса территории Беломорского района.

В 2022 г. Центр поморской культуры утратил статус юридического лица и вошёл в состав муниципального бюджетного учреждения «Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы».

Виды деятельности и услуги

  • краеведческая деятельность;
  • организация и проведение выставок, презентаций, конференций;
  • организация и проведение просветительских мероприятий.

Краткое описание практики

Научно-исследовательская работа Центра поморской культуры выстроена таким образом, что позволяет комплексно изучать, сохранять и развивать историко-культурное наследие Беломорского района, формировать базы краеведческих ресурсов.

Как работает практика

  1. Организован сбор и наполнение электронного архива документов о г. Беломорске и Беломорском районе. Основу архива составляют:
    • аудио- и видеодокументы: рассказы старожилов о событиях, о своей семье, о городе и населённых пунктах района;
    • фотодокументы: фотографии, фиксирующие происходящие в районе события и мероприятия, а также электронные копии старинных фотографий и документов из личных архивов жителей района, из архивов Республики Карелия и других источников.
  2. Производится опись электронного архива, где каждому документу присваивается определённый номер, указывается дата поступления документа в архив, дата записи информации, фамилия человека, предоставившего документ в архив. Электронная опись архива облегчает поиск запрашиваемой информации по набору ключевых слов в поисковой системе. В целях обеспечения сохранности документы хранятся на двух видах носителей: на CD-дисках, а резервные копии дублируются на внешнем жёстком диске. Собранный материал позволяет создавать собственные краеведческие ресурсы: книги об исторических поселениях Беломорского района, сборники материалов об этнографах и фольклористах, песенницах и сказительницах Поморья, о фольклорных коллективах Беломорского района. Также на основе краеведческих изысканий организуются презентации, экспозиции, фотовыставки и другие виды краеведческих мероприятий.
  3. Ежегодно, 22 октября, проводится межрегиональная краеведческая конференция «Балагуровские чтения», посвящённая памяти известного учёного, историка, общественного деятеля Карелии Якова Алексеевича Балагурова, уроженца села Шуерецкое Беломорского района. На мероприятие собираются краеведы, историки, этнографы, учёные Республики Карелия, Мурманской и Архангельской областей, которые выступают с докладами о традициях, культуре, архитектуре и других сферах жизни поморов. По итогам конференции издаётся сборник материалов.
  4. Создана общественная организация краеведов Беломорского района «Поморский берег», ключевой состав которой — люди старшего возраста, краеведы, поэты, художники. Они оказывают помощь в поисковой и исследовательской работе Центра поморской культуры, участвуют в подготовке и проведении мероприятий, ведут краеведческий портал «Поморский берег» (karjalanmu.ru).

Этнокультурный центр «Калевалатало»

Юридический статус: Муниципальное бюджетное учреждение

Местонахождение: посёлок Калевала, Калевальский национальный муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/kalevalatalo2022
Сайт: mbu-kalevalatalo.ru

История создания

Калевальский национальный район — место компактного проживания карелов и финнов, место истоков карельской и финской культуры. Здесь в XIX веке финский учёный Элиас Лённрот записал былины и эпические песни (руны), которые стали основой всемирно известного карело-финского эпоса «Калевала». В 2008 г. в целях сохранения и развития традиционной культуры беломорских (северных) карелов, а также расширения инфраструктуры культурного туризма в районном центре был создан этнокультурный центр «Калевалатало».

Виды деятельности и услуги

  • музейная, экспозиционно-выставочная деятельность;
  • экскурсионное обслуживание;
  • проведение мастер-классов и программ по развитию ремесленнических традиций северных карелов;
  • проведение досуговых, просветительских и этнокультурных программ;
  • организация исследовательской и краеведческой работы;
  • организация работы ремесленной лавки для сбыта ремесленной продукции мастеров Калевальского района.

Краткое описание практики

Центр сохранения и развития нематериального культурного наследия северных карелов.

Как работает практика

  1. Этнокультурный центр располагается в трёх исторических зданиях.
    • Дом инженера Моберга (1925-26 год постройки) — объект культурного наследия регионального значения. В здании располагается музейная экспозиция, рассказывающая о духовной и материальной культуре карелов.
    • Дом, в котором в 1920-30 гг. жила сказительница Мария Андроновна Ремшу. Здесь создана экспозиция, представляющая рунопевческие традиции.
    • Здание музея-типографии. Здесь в 1931 г. вышел первый номер газеты «Рunainen Uhtua» («Красная Ухта»), с 1935 г. газета выходила под названием «Kalevalan bolsheviikki» («Большевик Калевалы»). В 2004 г. типография прекратила свою деятельность, но сохранились цеха, печатные станки начала XX века с возможностью набора текста на двух языках — русском и финском. В музее-типографии проводятся экскурсии с демонстрацией полиграфического процесса. У всех желающих есть возможность самостоятельно набрать небольшой текст и напечатать его.
  2. Проведение экскурсионных программ на русском, карельском и финском языках. Музейный фонд этнокультурного центра «Калевалатало» составляет порядка 2200 единиц хранения.
  3. Проведение различных мастер-классов для туристов и местных жителей по традиционным ремёслам и традиционной карельской кухне.
  4. На базе этнокультурного центра работают клубы и кружки по интересам:
    • Клуб выходного дня «Ткачество»
    • Клуб игры на пятиструнном кантеле
    • Студия народного танца «Ilon hetki» («Момент радости»)
    • Клуб любителей народной песни «Hyvä mieli» («Хорошее настроение»)
    • Разговорные клубы «Pakajamma karjalakši» («Говорим по-карельски») и «Puhutaan suomea» («Говорим по-фински»).
  5. Организуются праздники, конкурсы и фестивали, популяризующие традиционную культуру. Например, конкурс «Волшебное Рождество Калевальского края», интерактивные игры «Мы — потомки рунопевцев».
  6. Проведение исследовательской и краеведческой работы по изучению истории края.

Этнокультурный центр «Линду» («Птица»)

Юридический статус: Автономная некоммерческая организация

Местонахождение: город Олонец, Олонецкий национальный муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/olonets_lindu

История создания

Олонецкий муниципальный район является местом компактного проживания карелов-ливвиков. Поэтому совершенно не случайно здесь создан этнокультурный центр «Линду» (2013 г.), основными задачами которого является возрождение, сохранение и развитие традиционной культурной среды, народных ремёсел карел и карельского языка. В 2016 г. была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Этнокультурный центр «Линду» (с карельского — «птица»).

Этнокультурный центр располагается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования».

Виды деятельности и услуги

  • образовательные курсы и мастер-классы по народным ремёслам;
  • организация выставок изделий ремесленников, проведение ярмарок-продаж;
  • исследовательская работа в контексте изучения традиционных видов ремёсел;
  • оказание методической помощи в организации различных мероприятий, разработке сценариев, методических пособий по карельской народной культуре.

Краткое описание практики

Имея в составе крепкий костяк опытных ремесленников-преподавателей, работающих в разных направлениях традиционного ремесла, этнокультурный центр «Линду» занимает лидирующие позиции как ремесленно-образовательный центр на карте Республики Карелия.

Как работает практика

  1. Организация образовательных курсов и разовых мастер-классов для взрослого населения и туристов по направлениям: керамика, ткачество, плетение из бересты, народная кукла, карельская роспись, валяние из шерсти, карельский костюм, лоскут.
  2. Проведение общеразвивающих программ и ремесленных мастер-классов для детей в рамках профильных лагерей образовательных учреждений в летний период времени.
  3. Реализация образовательной программы по рисованию с национальным компонентом для дошкольников, проведение интегрированных занятий.
  4. Проведение исследовательской работы по изучению и актуализации традиционных карельских ремёсел, их технологических процессов, инструментария, способов и процессов заготовки сырья.
  5. Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских выставках и конкурсах для мастеров и ремесленников.
  6. Издание каталогов, участие в реализации проектов по популяризации традиционных ремёсел, традиционного костюма.

Этнокультурный центр Пряжинского района

Юридический статус: Муниципальное бюджетное учреждение

Местонахождение: посёлок Пряжа, Пряжинский национальный муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/elamakeskus
Сайт: pryazha.ticrk.ru

История создания

Создание этнокультурного центра юридически закреплено постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 27.10.2011 г. № 1063, а фактическое открытие центра произошло в июне 2013 г. Это событие было приурочено к празднованию Дня Республики Карелия, который отмечался в Пряжинском районе. К открытию центра была подготовлена основная краеведческая экспозиция «Золотая нить Пряжи», рассказывающая о культуре, традициях, истории Пряжинской земли. Этнокультурный центр размещён в старинном здании, построенном ещё до Великой Отечественной войны, которое имеет свою уникальную историю, являющуюся частью истории всей страны.

Виды деятельности и услуги

  • музейное и экскурсионное обслуживание, экспозиционно-выставочная деятельность;
  • исследовательская и краеведческая работа, информационно-просветительские мероприятия;
  • организация и проведение фольклорных праздников, обрядов, народных гуляний;
  • проведение мастер-классов по национальной кухне, народному костюму;
  • организация работы ремесленной лавки для сбыта ремесленной продукции мастеров Пряжинского района.

Краткое описание практики

Имея большой практический опыт работы по сохранению и развитию нематериального культурного наследия, этнокультурный центр выступает в роли ресурсного центра по объединению локальных сообществ Пряжинского района, работающих с этнокультурным компонентом.

Как работает практика

  1. В течение нескольких лет реализуется проект «Карельская прививка», нацеленный на то, чтобы такой уникальный ресурс как карельский язык из «спящего» потенциала перешёл в активный. В рамках проекта проходят детские двуязычные конкурсы чтецов, лагеря для языковых активистов, литературный фестиваль «Пусть летят руны-птицы над Сямозером» — для опытных и начинающих поэтов, пишущих на карельском языке.
  2. Местные жители, в совершенстве владеющие литературным карельским языком, привлекаются к преподаванию, переводам, подготовке текстов, консультированию в мероприятиях по продвижению языка и в деятельности этнокультурного центра в целом.
  3. Разработаны две ознакомительные программы с использованием карельского языка. Одна — сопровождает экскурсию по постоянной экспозиции этноцентра «Золотая нить Пряжи» при помощи набора дидактических карточек с дублирующими подписями изображённых предметов на карельском и русском языках. Это позволяет через экспонируемые предметы знакомить туристов и гостей с карельским языком, его особенностями.
  4. Вторая программа состоит из цикла этноуроков для школьников и знакомит их с культурой, традиционными занятиями и бытом карелов.
  5. Создан любительский театр «Kyläläizet» («Деревенские»). Практически все его театральные постановки проходят на карельском языке: вместе со взрослыми участниками театра на родном карельском языке учатся говорить школьники.
  6. Ведётся последовательная исследовательская работа по сохранению исторической памяти; на основе выстроенных концепций и, следуя принципу недопущения негативного толкования исторических фактов, создаются новые экспозиции с привлечением современных средств визуализации и подачи материала, грамотно вписываясь в небольшие площади здания.
  7. В этнокультурном центре ежегодно проходит краеведческая конференция «Покровские чтения».

Этнокультурный центр «Хайколя»

Юридический статус/название: Фонд Ортьё Степанова

Местонахождение: хутор Хайколя, посёлок Кепа, Калевальский национальный муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/haikola_kyla

История создания

Хутор Хайколя (расположен на острове Луотосаари) — родина карельского писателя Ортьё Степанова. Здесь он жил и черпал вдохновение: в его романах описана жизнь карельской деревни, крестьянский быт, а главные герои — местные жители. Он оставил большое литературное наследие, которое продолжают сохранять его сын, Михаил, с супругой Ольгой и сыновьями. В 2004 г. они зарегистрировали Фонд Ортьё Степанова, который реализует различные инициативы по сохранению деревни.

Виды деятельности и услуги

  • проведение экскурсий по деревне и музеям;
  • организация и проведение фестивалей и деревенских праздников;
  • издание книг, брошюр;
  • услуги размещения.

Краткое описание практики

Сохранение хутора в качестве деревни-музея: поддержка и сохранение ландшафта и композиционной целостности историко-культурной среды поселения, культуры северных карелов.

Как работает практика

  1. В сохранившихся домах хутора созданы экспозиции, основанные на литературном наследии писателя Ортьё Степанова и истории места:
    • Дом-музей писателя Ортьё Степанова
    • Музей литературного героя старика Онтто — «Онттон Тало»
    • Амбар Степанова, построенный в XVIII веке.
  2. Выполнено строительство новых домов по специально разработанным проектам в соответствии с архитектурными традициями деревни. В одном из домов есть небольшой концертный зал, где проходят фестивали, вечера, театральные постановки. Ежегодно в деревне проводится праздник, посвящённый писателю Ортьё Степанову.
  3. По памятным местам деревни проходит туристический маршрут с аудиосопровождением «Тропа родичей»: установлен комплекс навигационных указателей и информационных модулей (включающих QR-коды), не нарушающих исторический облик местности; изданы буклеты с картой маршрута; создана интернет-страница, рассказывающая об объектах маршрута.
  4. Здесь умеют работать со смыслами, используют нестандартные формы подачи материала, создают экспозиции, несущие глубинный смысл и историю места: фотовыставка, где чёрно-белые фото деревни представлены на мини-качелях, выполненных из старого дерева; знак рунопевцам, установленный на въезде в село, в виде рук, держащих «кессели» (берестяной короб); панно «Исчезнувшие деревни» и домотканый половик «Брусничник».
  5. Реализуются различные социокультурные проекты по сохранению и развитию карельской деревни.

Этнокультурный центр «Хламной сарай»

Юридический статус/название: Структурное подразделение местной общественной организации Беломорского района по сохранению и популяризации культуры Поморья «Хламной сарай»

Местонахождение: село Нюхча, Беломорский муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/club65008088

История создания

С 2004 г. местная жительница Надежда Семёнова, на тот момент — учитель технологии Нюхотской школы, собирала предметы старины и быта. Помещения для музея не было, поэтому экспонаты хранились в её доме, «на сарае», отсюда и название — «Хламной сарай».

В 2013 г. была создана общественная организация по сохранению и популяризации культуры Поморья «Хламной сарай». В том же году муниципалитет Беломорского района передал в пользование организации здание — дом купца Пономарёва (1903 года постройки). Силами местных жителей, при финансовой поддержке международного проекта «ECHО», был сделан капитальный ремонт здания, его оснастили техникой и оборудованием. Открытие центра состоялось в декабре 2014 г.

Виды деятельности и услуги

  • проведение экскурсий по селу, в музей и на Белое море;
  • исследовательская деятельность;
  • организация выставок и презентаций;
  • проведение ремесленных мастер-классов;
  • приготовление блюд поморской кухни.

Краткое описание практики

Создана живая среда поморского дома с полным погружением в быт, культуру и традиции поморов.

Как работает практика

  1. В двухэтажном купеческом доме, где находится этноцентр, сохранено внешнее и внутреннее обустройство типичного дома нюхчанина — помора, труженика моря: печь, кухня, жилые комнаты, где каждый предмет бытового наполнения имеет своё место и значение. Здесь представлены предметы рыболовных промыслов, деревянная и медная посуда, текстиль, плотницкие инструменты и ткацкий станок, а также предметы, которые привозили поморы с промыслов, возвращаясь с Баренцева и Норвежского морей. Здесь можно всё потрогать руками, а в русской печке — приготовить поморскую уху, жарёху или «картофны шаньги».
  2. В Нюхче хорошо сохранилась историческая ландшафтная застройка с поморскими домами начала ХХ века, которые представляют архитектурную ценность. Особенности северной архитектуры, картина жизни и бытования поморов ярко раскрывается в рамках пешеходных экскурсий по селу.
  3. Хозяйка дома, собиратель и хранитель этнокультурного центра — Надежда Семёнова, коренная жительница, по сути является экспертом традиционной поморской культуры. Она — автор исследовательских работ («Сани в жизни нюхотских поморов», «Бондарный промысел села Нюхчи», «Сенокосные порядки в Нюхче» и др.) Она — знаток местных традиций промыслово-хозяйственного календаря, устоев и норм семейных и общинных взаимоотношений, собиратель многочисленных местных примет, пословиц, поговорок, шуток и историй. Не случайно, Нюхча притягивает внимание научного и краеведческого сообщества, ежегодно здесь проходят этнографические экспедиции, творческие лаборатории, студенты вузов приезжают сюда на практику.
  4. Удалённость от центра, слабая доступность территории, плотный культурный слой, хорошая сохранность артефактов, северная природа и Белое море — ключевые черты места, которые привлекают исследователей, туристов, краеведов.

Этнопарк «Географика»

Юридический статус: Индивидуальное предпринимательство

Местонахождение: д. Колежма, Беломорский муниципальный район

ВКонтакте: vk.com/etnopark_geografika
Сайт: geografikapark.ru

История создания

Создавалось как место перезагрузки и трансформации, место уединения на фоне дикой природы, место гармонии для нового старта. В 2011 г. был открыт гостевой дом «Лопский берег», который в 2022 г. был преобразован в этнопарк «Географика».

Виды деятельности и услуги

  • экскурсии, основанные на ознакомлении с флорой и фауной Белого моря, природой и культурой Поморья;
  • иммерсивные программы для взрослых и детей;
  • выезды на морскую и озёрную рыбалку, прогулки на катерах, баня, купели;
  • прокат оборудования и снаряжения: снегоходы, беговые лыжи, снегоступы, бинокли для наблюдений, тюбинги, спиннинги;
  • услуги размещения и питания.

Краткое описание практики

Этнографический парк круглый год предлагает отдых на берегу Белого моря: многодневные программы, знакомящие с природой арктической территории, природными явлениями и культурой Карелии через разнообразные варианты досуга.

Как работает практика

  1. Комфортное размещение на берегу Белого моря, вдали от больших городов и оживлённых трасс.
  2. Основная целевая аудитория — жители мегаполисов. Гибкий формат досуга для семейных групп, частных клиентов и корпоративных компаний.
  3. Содержание программ: познавательный, этнографический, экологический туризм.
  4. Знакомство с Карелией «по максимуму»: уникальная природная территория, море, необитаемые острова, тайга, скалы и песчаные пляжи. Примеры программ и путешествий:
    • «Охотники за северным сиянием»
    • «Исследуй Карелию»
    • «В гости к тюленям»
    • «Хочу увидеть кита»
  5. При парке есть хорошо оборудованная лаборатория: для исследовательских программ по изучению флоры и фауны Белого моря используется лабораторное оборудование.
  6. Возможность увидеть редкие явления в животном и природном мире, прикоснуться к истории, попробовать северную кухню.
  7. Для знакомства с окрестностями и территорией Севера, этнопарк предлагает несколько разных маршрутов с посещением поморских городов и сёл (Беломорск, Кемь, Вирма, Сумпосад, Нюхча), а также экскурсии на острова Архипелаг Кузова, Соловецкий остров.
  8. Разработаны форматы тематических вечеров, мастер-классов, игр по культуре и истории Поморья, Карелии.
  9. Подготовлена инфраструктура: библиотека, домики на скале, сувенирная лавка, солеварня, панорамное кафе, вольер с оленями, ферма, мастерская по шитью лодок.
  10. К работе в этнопарке привлекаются активные, коммуникабельные молодые люди — интеллектуалы, учёные (биологи, историки, педагоги) из разных уголков России.
  11. Высокие требования к безопасности гостей как на территории этнопарка, так и на выездных мероприятиях.

Материалы собраны в рамках проекта «Интерактивное краеведение: хранители места и формирование локальных смыслов» при поддержке Фонда президентских грантов.

Территория: Республика Карелия.

Составитель: Ольга Степанова, Ассоциация этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО»