Северная натура
Елена Фомина

Илона Олконен (фотограф, художник, дизайнер) видит окружающий мир не так, как мы с вами. За ёлочной иголкой Илона видит лес, за выструганной ремесленной кружкой-куксой — историю мастера.

Выставка «Памятка. Ремесленные истории о потерянном и найденном» работала в Галерее промышленной истории Петрозаводска в течение апреля. 14 прототипов ремесленных наборов, созданных мастерами Карелии, Мурманска и Архангельска в рамках проекта «Северный ремесленный кластер: культура бережного потребления от традиции к современности».

Кто не успел на выставку, сможет полистать каталог. Все работы для него сняла Илона Олконен, фотограф и дизайнер. За три дня!

— Это было непросто, — говорит Илона. — Мы три дня с утра до вечера снимали в консалт-центре «Код северных ремёсел». И нужно было постоянно держать концентрацию внимания на детали. Потому стоит только что-то чуть-чуть сдвинуть — и картинка сразу «поехала».

Я привезла с собой разные ткани: тёмный фон, светлый фон, разные фактуры. Принесла ветки и камни, куски коры, фанеру из папиного гаража. Всё для того, чтобы создать вот эту среду, где объект может жить и дышать.

Наборы разные. В некоторых сложность, к примеру, в том, что предметов много, они различаются по размеру, по задачам. Собрать в один кадр что-то крупное и совсем небольшое сложно. И какой из предметов главный? Иногда приходится от чего-то отказываться; выбираешь, смотришь, в какую среду поместить. Чтобы каждый предмет ремесла — расцвёл.

/
Северная натура 02

В каталоге мы фиксируем набор, и дополнительно снимаем кадры, чтобы показать, как предметы могут выглядеть в интерьере. Чтобы получились не просто красивые кадры, не просто перечень объектов — но, чтобы поймать вот эту атмосферу, настроение. Чтобы захотелось присоединить эту вещь к себе, к своей жизни, к быту.

Отпечатки

Фотографировать Илона начала, когда поступила в Муху (Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица). На первом курсе студентам, изучающим дизайн среды, давали задание: найти геометрию в городе. И ходили по городу с фотоаппаратом, фокусируясь на теме. Тренируя пространственное мышление.

Пробовали снимать на старый плёночный фотоаппарат, проявляли и закрепляли снимки в маленькой фотомастерской. Своими руками собирали камеру-обскуру.

— И меня затянуло, — вспоминает Илона. — Стали приходить идеи и образы. Фотографии я начала выкладывать на площадке Flickr. Сегодня она уже так суперпопулярна, а в те годы это была отличная возможность себя показать. Мне начали писать из иностранных изданий: «Можно взять ваше фото на обложку журнала?» Мне предложили выставку, другую. Мне казалось, что интереса больше не из России, а из Европы, Америки. Я думаю, что сказываются мои финские корни: в том, что я делаю, присутствует ощущение чуть-чуть другого менталитета. Какой-то иной культурный код, как будто бы.

/
Северная натура 03

С Ассоциацией «ЭХО» Илона работает давно. Вспоминает, как ездили в Нюхчу — снимать каталог коллекции местных мастериц. Говорит, что у «ЭХО» один проект вытекает из другого. Как ремесло адаптировать к современному миру? Какие найти вариации, подходы? Интересно это фиксировать, создавать отпечаток мастерства.

Броши

Себя Илона не считает ремесленником, хотя еще в 2010-ом у неё появился собственный бренд аксессуаров. Броши, маски, горжетки — анималистичные вещи в ручной технике валяния.

Мастерская в Питере, потом в Москве. Броши Илоны Олконен носит, к примеру, Евгений Чичваркин, самый экстравагантный из уехавших в Лондон бизнесменов. А директор музея Арктики и Антарктики брал полярного мишку, свалянного Илоной, в экспедицию на полюс.

/
Северная натура 04

— Сами броши довольно крупные, — говорит Илона. — Лисы, волки, медведи. И нужна определённая смелость, может быть, даже, эксцентричность некая, чтобы такие вещи носить.

Сейчас валяет Илона «в свободном режиме», под настроение. Новая серия — лики земли, лики природы. Впечатления от стихий, элементов, состояний — получаются интерьерные панно разного размера.

— Мастерской больше нет, иногда сажусь по вдохновению и делаю эти вещи. Жизнь поменялась, сложно сидеть часами над работой, как раньше. Я ушла в природную съёмку, хожу по лесам, фотографирую.

/
Северная натура 05

Советы

Не у каждого ремесленника есть возможность пригласить на фотосессию профессионального фотографа. Снимают сами: на телефон, часто на самый простой фотоаппарат. Получается не всегда хорошо.

— Что бы я посоветовала тем, кто занялся предметной съёмкой? Если нет опыта фотографии, лучше начинать с минималистичных вещей. Делать максимально простой фон, акцент на сам предмет. Смотреть, чтобы выгодно лежал свет, чтобы не было бликов от ламп (если это только не специальная идея).

Дневной свет лучше всего, такой рассеянный, мягкий. Если это ремесленный предмет, он хорошо смотрится на фоне какого-то седого дерева. Это почти беспроигрышный вариант, разве что сам предмет у вас деревянный, тут материалы могут «спорить». Всегда надо обращать внимание на сочетание материалов.

/
Северная натура 06

И мне кажется, всегда хорошо показать, как предмет используется. То есть, не просто абстрактный предмет, но его функцию. Если это корзинка, то пусть в ней будут грибы. Можно держать её в руке, снять на пне в лесу. Или хотя бы просто на светлом фоне, если нет возможности снять на пне. Так или иначе, человеку, который смотрит на ваше изделие, по фото должно быть понятно, для чего ему этот ваш предмет нужен.

И вот ещё про ремесленничество. Мне кажется, людям интересно смотреть именно на процесс создания. И тут не обязательно снимать фото, можно и видео: какие-то небольшие ролики, пусть даже одним планом, без монтажа. В этом случае можно будет ощутить ваш труд. Плюс это просто интересно, потому что сегодня городской человек часто не представляет себе, как гончар создает кружку (есть на кухне икеевская — и ладно).

И если ты показываешь свою работу, процесс — то появляется не просто продукт или бренд или, а целая история жизни вокруг него. Вокруг твоего объекта появляются слои, возникает история. И купят у тебя уже не кружку или серьги — а именно эту Историю.

Фото: Илона Олконен

27 апреля 2024
Категория: Интервью