Север. Кластер. Ремесло

Зачем ремесленники ездят на ярмарки? Себя показать и людей посмотреть: каждому мастеру интересно, чем заняты коллеги. Проект «Северный ремесленный кластер» (был поддержан Фондом президентских грантов) дал ремесленникам Севера возможность поработать вместе.

Светлана

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

Светлана Кольчурина, автор и руководитель проекта:
— Каждый творческий союз приводит к росту ремесленника. И яркий тому пример —создание ремесленных наборов в нашем проекте. Мастера из Карелии, Архангельской и Мурманской областей объединились для того, чтобы вместе придумать (и сделать) прототипы наборов.

Ремесленный набор — это несколько предметов, объединённых общей функцией и идеей. И поскольку в нашем проекте работали над ними северные мастера, то в каждом наборе зашит культурный код, этнокультурное наследие Севера России.

Ремесленные наборы Севера. Фото: Илона Олконен, Ассоциация «ЭХО»
Ремесленные наборы Севера. Фото: Илона Олконен, Ассоциация «ЭХО»
Ремесленные наборы Севера. Фото: Илона Олконен, Ассоциация «ЭХО»
/
Север. Кластер. Ремесло 02

Светлана Кольчурина:
— Ремесленникам не хватает общения друг с другом — на личном уровне, на профессиональном. Совместная работа показала и проблемы. Коммуникацию выстроить очень сложно, кто-то вообще не понимает, что такое управление совместной деятельностью. Новый опыт для всех.

А ещё очень важно, чтобы ремесленники общались не только друг с другом, но и были открыты для межсекторного общения. Умели выстраивать устойчивые связи с SMM-специалистами, таргетологами, блогерами, фотографами. С теми людьми, которые могут их проконсультировать по вопросам ведения бизнеса. Без этого всего сложно достичь финансового успеха, тебя просто НЕ УВИДЯТ.

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
/
Север. Кластер. Ремесло 03

Полное название проекта Ассоциации «ЭХО» — «Северный ремесленный кластер: культура бережного потребления от традиции к современности». Много лет Ассоциация работает с ремесленниками, дизайнерами, этнокультурными центрами и туристическим сектором.

В рамках проекта 2018 года «Карельский ремесленный кластер» методику отработали в Республике Карелия. Сейчас пошли дальше, решили объединить ремесленников из других северных территорий.

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»
/
Север. Кластер. Ремесло 04

Светлана Кольчурина:
— Большим успехом я считаю активное участие всех ремесленников в обсуждении проблемного поля. Два дня итогового форума дали возможность встретиться в Петрозаводске лично, офлайн. Мы вместе работали над определениями: «кто такой ремесленник сегодня?» и «что такое ремесленничество?».

И это ещё раз подтверждает, что только в системе кластера можно будет развиваться дальше. Поэтому наша задача — сохранить кластер как площадку для виртуальных встреч. Может быть, в дальнейшем мы придумаем точки сбора в каждом регионе, а кластер останется шапкой, зонтиком.

Татьяна

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

Татьяна Батова, куратор проекта (Мурманская область):
— Кто называет себя сегодня ремесленником? Один человек определяет ремесло как основной вид своей деятельности: это его бизнес, его дело. И другой тоже называет себя ремесленником: «я делаю что-то своими руками и продаю» (это почти хобби). Но это совершенно разные подходы к ремеслу.

Для мастеров из второй категории ремесло — отдушина, радость, счастье тактильное. Но при этом они демпингуют на рынке, готовы хоть бесплатно отдать свою продукцию. Они говорят (словами!): «мне такую радость моя работа приносит, что я удивлён, что кто-то ещё и деньги платит за это». Всё умыто слезами радости.

А потребитель-то этого всего не знает. Он видит, что в одном случае продукт стоит 800 рублей, а в другом такой же продукт — 1800 рублей. Он же не будет разбираться и купит то, что дешевле. Но это не проблема ремесленников, это проблема рынка. Потому что ремесленный рынок сегодня не регламентирован. Он стихийный, самостийный — как в 1990-х.

Но рынок живой, он развивается. Хотелось бы, чтобы этот процесс произошёл быстрее и наименее болезненно. Моя задача как куратора (я это так вижу) — потихонечку этот рынок привести к более понятному и прозрачному. Но никаких художественных советов, никакого авторского досмотра!

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

Татьяна Батова:
— Я впервые участвовала в проекте от и до: от момента зарождения, придумывания до завершающего форума. Видела весь процесс изнутри и снаружи. Я надеюсь, что совместная работа не закончится. Но северный кластер состоится, только если в нём будут видеть необходимость сами ремесленники, никому не нужна деятельность ради деятельности. Пусть участники пропишут нам задачи. А мы будем делать.

Анна

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

Анна Злотко, куратор проекта (Архангельская область):
— Для меня лично ремесло — это мульти-инструмент. Это хлеб. Это терапия: я сажусь за машинку, за ниточки-иголочки — и я в раю. Я как будто на исповеди. И мы, ремесленники, почти все такие. С плохим настроением за работу не садимся.

Но если говорить о проблемах, то одна из главных — отсутствие точного определения, кто такой ремесленник в канве законодательства. Меня, например, позиционируют как? Дизайнер, рукодельница. Ремесленником меня очень редко называют, хотя по факту я — ремесленник.

Но когда ты говоришь, что ты — ремесленник, у людей сразу ощущение, что ты «от сохи». Как будто слова «ремесло» и «ремесленник» устарели, утратили свою актуальность. Вот я — женщина-предприниматель. А ведь предприниматель плюс рукодельница — это и есть ремесленник! Но почему-то все боятся этого слова — и чиновники, и СМИ. Хочется вернуть словам первоначальный смысл, продолжать ремесленные традиции — это достойно, это круто!

На моих глазах появляется целый кластер ремесленников. Но для них на законодательном уровне нет никакой поддержки. А нам надо развиваться, продавать свою продукцию, потому что лучшая похвала — это похвала рублём. Но если мы не объединимся, то ждать государственной поддержки придётся долго.

Фото: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

Анна Злотко:
— Ремесло — потрясающий инструмент для развития территорий. Мы стали сектором экономики, мы несём рубль в казну. У многих ремесленников есть статус Индивидуального предпринимателя или Самозанятого, мы вышли из тени. Работать с нами — большой вклад и в экономику страны, и в престиж, и в пиар. В туризм, бренд региона.

Так что ремесленное сообщество — это очень круто. Мы собираемся и вместе делаем классные вещи. Это коллаборация, это проект!

Алина

Фото: Людмила Корвякова, Ассоциация «ЭХО»

Алина Чубурова, менеджер проекта:
— Понятно, что ремесленник, чаще всего, интроверт, но и интровертам иногда нужно выходить из своей раковины. Любому человека, а уж тем более, ремесленнику, человеку творческому, нужно общение с себе подобными: для обмена опытом, для получения новой информации и знаний, для рождения новых идей.

Мне было очень интересно наблюдать за рождением коллабораций между победителями конкурса на создание ремесленных наборов. Очень благодарна тем, кто делился с нами, командой организаторов, тем, как идёт работа. Это было невероятно интересно, мы ведь не были внутри создавшихся коллективов.

Много положительных реакций вызвала двухэтапная образовательная программа. Нам писали, что никогда вообще не задумывались о том, что в ремесленную продукцию должен быть «зашит» код территории. Некоторые участники не смогли этого «пережить» и вышли из программы в самом начале («я не думала, что мы будем заниматься именно этим», — написала нам одна из участниц, думая, что в образовательной программе для ремесленников мы будем обучать ремесленным техникам).

Но участники, которые прошли оба этапа программы, смогли ещё и принять участие в конкурсе, а некоторые и победителями стали. И на форум приехали, впервые в Петрозаводске побывали. Это ли не чудо!

Фото: Александр Зарубин, Ассоциация «ЭХО»

Фото на обложке: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

26 апреля 2024