Ремесленники Карелии и Финляндии стремятся развивать онлайн-продажи

Электронная коммерция, онлайн-продажи, цифровизация, международный нетворкинг — термины, которые ремесленники России и Финляндии если ещё не применяют активно, то по крайней мере начинают внедрять в своё бизнес-планирование. В принципе, и до пандемии коронавируса было очевидно, что будущее сферы продаж — за цифровыми технологиями, а уж эпоху пост-COVID-19 никто и представить не может без новых маркетинговых подходов. Эти и многие другие закономерности отчётливо прослеживаются в недавнем исследовании, которое провела российско-финляндская команда проекта «Код северных ремёсел» под руководством Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО». Исследование не только подчёркивает новый статус-кво, но и создаёт основу для трансграничных бизнес-курсов для ремесленников.

Как выглядит портрет ремесленника?

Исследование показало, что ремесленное предпринимательство в приграничном регионе имеет преимущественно женское лицо. Большинство участников проведённого опроса считает ремесло своей работой, но дальше начинаются различия: несмотря на то, что уровень образования среди российских ремесленников выше чем среди их финских коллег, уровень легализации бизнеса имеет обратную динамику, причём в существенно больших пропорциях: все финские ремесленники регистрируют свой бизнес, а вот среди россиян таковых только 37 %. При этом российские ремесленники «скромно» именуют своё занятие «хобби».

Что заботит российских и финских ремесленников?

Несмотря на различия в законодательном регулировании и реалиях ведения бизнеса, по обе стороны границы одинаково видят ключевую проблемы развития ремёсел — это нехватка знаний в области маркетинга и продаж. Факторы успеха также отмечаются одни и те же: соответствие продукции потребностям потребителей, отличие от продукции конкурентов, соотношение цены качеству. При этом финны готовы вкладываться в развитие навыков продаж и маркетинга, а россияне — в расширение ассортимента. Международное сотрудничество ни один ремесленник не поставил в конце списка своих приоритетов, а значит, контакты через границу по-прежнему являются привлекательным инструментом развития.

Каждый получит то, что хочет: кто-то удочку, а кто-то рыбу

Исследование чётко продемонстрировало, что финские и российские ремесленники ищут контактов друг с другом, и их объединяет общее дело и общее понимание того, как ремесленное предпринимательство может стать их личной историей успеха и историей успеха всего приграничного региона. На сегодняшний день значение ручного труда недооценено, а его экономический потенциал далеко не исчерпан. Проект «Код северных ремёсел», реализуемый на средства программы приграничного сотрудничества «Карелия», как раз и был затеян для развития ремесленного потенциала, и теперь, когда команда проекта располагает социологическими данными, можно двигаться вперёд и предлагать ремесленникам конкретные услуги. Кто-то сразу захочет купить «рыбу», то есть услуги в области маркетинга, визуализации, электронной коммерции, а кто-то предпочтёт «удочку» — знания, ноу-хау, истории успеха.

Бизнес-мастерская для ремесленников

Узнав, благодаря исследованию, что ремесленники хотят изучать маркетинг и каналы продаж, а также использование электронных онлайн-технологий для развития бизнеса, проект «Код северных ремёсел» разработал образовательную программу «Бизнес-мастерская для ремесленников». Программа станет первым в своём роде многосторонним инструментом обучения ремесленному предпринимательству и возможностью для взаимодействия ремесленников России и Финляндии. Помимо онлайн и офлайн сессий, бизнес-мастерская предложит большой объём материалов для самообучения. Возможно, для многих участие в проекте станет шансом открыть свой ремесленный бизнес или увеличить его производительность и доходность. Вполне возможно, что кому-то откроются и новые грани ручного труда, ведь развивая его, люди сохранят идентичность своей семьи и своего народа, культурное наследие и традиционные знания.

Исследование «Предпринимательство в сфере ремёсел в Республике Карелия, Северной Карелии и регионе Оулу: вызовы и условия для развития»

06 июля 2020