«Язык сохранится только в семье». Как долганы развивают и передают свою культуру
Юлия Бараева

Его первое слово — «иня» в переводе с долганского означает «мама», он родился в посёлке Кресты, где все говорят на долганском языке. Василий Батагай — долганин, носитель родного долганского языка, знаток традиций, обычаев и обрядов долганского народа. О жизни одного из малочисленных народов России, о том, как национальные традиции и обычаи передают детям, а туристов знакомят с культурой и бытом коренного населения Василий Батагай, сотрудник Таймырского Дома народного творчества, рассказал Ассоциации «ЭХО».

Таймырский Дом народного творчества находится в городе Дудинка Красноярского края. Здесь занимаются изучением, сохранением и развитием культуры коренных народов Таймыра. Заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Василий Батагай работает здесь с 2008 года.

Чем живёт Таймырский Дом народного творчества

— Это одно из старейших учреждений культуры, — рассказывает Василий, — кроме нашего, здесь есть отделы народного творчества. Есть также клубный отдел, его сотрудники в основном занимаются с детьми. При нём работают детские студии, например, кукольная студия «Дентули», где дети под наставничеством взрослого режиссёра ставят сказки на национальных языках. В Доме народного творчества также работает отдел фольклора и этнографии. Этот отдел существует дольше всех, он занимается популяризацией коренных народов — пяти этносов Таймыра: нганасан, энцев, ненцев, эвенков и долган. В отделе есть специалист по каждому народу, издаётся литература. К нам приезжают учёные, этнографы из разных институтов России и из-за рубежа, чтобы изучать коренные народы, их культуру. Сейчас такие экспедиции по изучению быта и культуры стали происходить всё чаще, у людей есть интерес. Конечно, приезжают и съёмочные группы, телевидение.

В Доме народного творчества хранится большая коллекция работ из кости, из рога оленя и бивня мамонта. Здесь же трудятся четыре мастера-костореза. При отделе народного творчества есть детская студия резьбы по кости «Мамонтёнок». При Доме создано этностойбище Ойкумена, которое входит в этнографический комплекс имени Б. Н. Молчанова, где воссоздана модель кочевой жизни. Изначально мы построили его для адаптации детей, которые приезжают из тундры в интернат на учёбу. Мы все, дети кочевых народов, прошли через интернат, поэтому понимаем, что такое интернат и какое влияние он имеет на детей.

Василий Батагай в центре

Кроме того, в Доме проводятся различные праздники, воссоздаются обряды — всё, что связано с культурой коренных народов Таймыра. К примеру, весной у долган проходит обряд Встреча Солнца, у энцев — посвящение мальчика в охотники, у эвенков — Встреча Нового года (в июне), а у ненцев и нганасан — Кормление реки. Так, обрядовая культура передаётся молодому поколению. В Доме мы организуем много научных и просветительских лекций, проводим интерактивные занятия «Собираемся в аргиш» — рассказываем детям, как раньше ставили чум, собирались в аргиш. Все предметы, которые мы используем во время рассказа и демонстрации — аутентичные.

Одной из главных задач Дома народного творчества является оказание методической помощи сельским поселениям Таймырского района, где активно развивается туризм. Туристический сезон в наших краях начинается в июне и заканчивается в сентябре, поэтому без хорошего знания местной культуры здесь никак.

Продукт, предоставляемый туристам, должен быть качественным. Жители сельских поселений Таймыра, занимающиеся развитием туризма, хотят знать культуру коренных народов; именно поэтому они обращаются в наше учреждение за информацией.

Знакомить туристов с обрядовой культурой — также одна из задач Дома народного творчества. В этом направлении мы работаем уже несколько лет, и, стоит сказать, что интерактивный подход нравится нашим гостям, ведь он даёт им возможность самим стать частью обрядовой культуры, поучаствовать в её демонстрации.

Про долган и развитие культуры

Долганы — это молодой и самый малочисленный этнос тюркской группы. По численности: около 5 000 долган проживают на Таймыре и 2 000 — в Якутии, в селе Саскылах Анабарского района.

Хатанга — сельское поселение, место моего рождения. Здесь компактно проживают долганы. Это большая часть Таймыра, с востока соседствует с Якутией, а южнее — с Дудинским районом. Здесь также проживают вадеевские нганасаны, но их численность совсем небольшая и большая беда с языком — всего несколько человек знают родной язык. Люди отсюда переезжают в крупные города — для молодёжи это возможность реализоваться, узнать больше. Программы по возвращению в сельские поселения существуют, но больше в сфере образования и медицины.

Долганы — народ молодой, но мы считаем, что у него древние корни. Если говорить о родных языках, то свой родной язык очень хорошо сохранили ненцы, затем долганы. На территории работают языковые гнёзда, проводятся различные языковые занятия для детей. В школах до четвертого класса есть уроки родного языка. Передавать язык и наследие коренных народов можно в системе образования и культуры, но сохранится язык только в семье. Ни школа, ни культура не смогут его сохранить так, как сможет сохранить семья. Конечно, в учреждениях культуры мы популяризируем этот подход, но, повторюсь — язык должен жить в семье. Чтобы его сохранить, нужно ещё и каким-то образом увлечь молодёжь. Молодое поколение можно заинтересовать через технологии, интернет и соцсети. И нужно организовывать разные интересные проекты; сейчас это происходит больше в сфере туризма.

Лекция от Василия Батагай во время мероприятия «Большой Аргиш»

Наше учреждение занимается сохранением и развитием языков коренных народов, в том числе, через музыку и творчество. Например, у нас есть студия звукозаписи и архив, где хранятся старинные пения, записи многих исполнителей и сказителей — всё, что связано с фольклором. Работа с записями — довольно трудоёмкое занятие и занимает много времени. Вы сначала собираете материал по тематике, переводите какие-то слова (есть же язык тундровой, а есть повседневный; тундровой — более сложный, потому что некоторые слова уже исчезли, их не употребляют в современной жизни; тот или иной предмет уходит из обихода — потом исчезает и само слово (определение)). Когда собрали и перевели материал, нужно найти исполнителей — тех, кто знает язык и кто может прочитать текст. Есть ведь те, кто владеют языком, но читать не могут; а есть те, кто очень хорошо читает, понимает язык, но не говорит.

Про важность экспедиций

Вообще я — художник; по образованию — мастер-косторез и преподаватель. Увлекаюсь акварелью, владею игрой на баргане (народном музыкальном инструменте). Практически сразу как я пришёл на работу в Дом народного творчества, меня начали отправлять в экспедиции. Во время таких поездок ты знакомишься с представителями своего народа — сказителями, информантами. И это, скажу я вам, так интересно! Оказывается, мы до сих пор столько всего не знаем! Это же всё нужно собирать воедино! Например, одна из моих последних экспедиций была связана с архаической культурой долган. Хотелось узнать её лучше. Долганы начали развиваться как народ в конце XVII — начале XIX века. Архаическая культура совсем другая — в ней происходило сильное влияние тюркской культуры, предки долган пришли именно оттуда. А позже на них, как на народ, уже повлияла славянская культура — поморская, якутская и эвенкийская. Туда же, к архаической культуре, относятся обряды, орнаментика, одежда старинная, то есть всё то, чем жили племена. Это сейчас мы полностью сформировались как этнос. Но до этноса же что-то было: были и природные материалы, и орнаментика немного другая была, и верования, и понятия людей о жизни были совсем другие. Надеюсь, в следующем году мы продолжим экспедицию по архаической культуре долган.

Представители коренных народов Таймыра в национальных костюмах. Василий Батагай второй справа

Кроме того, я ездил в экспедиции, например, в Республику Саха (Якутия) и на Ямал. В Якутии, надо сказать, очень хорошо сохранили свою культуру, и на этом не останавливаются. Для сохранения и развития своей культуры у них задействован огромный людской ресурс, в том числе, ресурс учёных, которые занимаются сохранением, популяризацией. По секрету сказать, кое-какие идеи по развитию культуры я беру именно в Республике Саха (Якутия). А одно из последних мероприятий, в которых удалось поучаствовать — фестиваль «Большой Аргиш» в г. Норильске — я провёл там лекцию по итогам экспедиций, рассказал о традиционных средствах передвижения коренных народов — нартах и представил выставку макетов нарт.

Василий трепетно относится к культуре коренных малочисленных народов Таймыра, изучает историю и этнографию, сохраняет образцы традиционного искусства и быта долган, собирает материал об орнаментах и национальной одежде. Василий — человек большого таланта, горячо любящий свой северный край, он уверен, что Север, Арктика объединяют народы и культуры.

«Здесь мы чувствуем себя сильными и чистыми душой, здесь мы более человечны и ближе друг к другу», — говорит Василий Батагай.

Основной текст: Юлия Бараева
Вступление и заключение: Ольга Степанова
Фото: из личного архива Василия Батагая

14 november 2022
Категория: Интервью