Объёмно и пространственно
Елена Фомина

Данила Власов живёт в Северодвинске. Но дома не сидит, мотается по миру. И командировки длятся больше месяца (в прошлом году — три проекта только на Дальнем Востоке). Больше десяти лет Данила, как он сам говорит, занимается производством объёмно-пространственных композиций.

Звучит сухо, а выглядит фантастически. Зевсейдон (немножко Зевс, немножко Посейдон) у Братской ГЭС. Голова витязя из «Руслана и Людмилы» на берегу Северной Двины (в голове витязя — работающая кузница). Драккар «Левиафан» в Вардё (Норвегия).

А началось всё со шторма. В 2012 году Белое море обрушилось на берег Северодвинска, унесло прибрежные гаражи и сараи, разрушило набережную. А взамен оставило горы топляка.

Дерево, которое долго пробыло в воде, выглядит совершенно особенным образом — символ Севера, чистое искусство. И решили молодые художники провести на берегу фестиваль. Не просто расчистить пляж от завалов, но превратить в арт-пространство, построить из топляка скульптуры. Так родилась «Тайбола».

— На первом фестивале «Тайбола» я и построил свой первый масштабный объект, первую инсталляцию, — рассказывает Данила. — Берёшь в руки любую корягу — а она уже классная, уже образ. Какой? Конечно, рога! Очень быстро появился олень, даже придумывать ничего не пришлось, сам собрался. Микеланджело отсекал всё лишнее, а мне надо было лишь скомпоновать, собрать из дерева голову, тело. И стоит мой северный олень на берегу Белого моря до сих пор, штормы не уносят.

/
Объёмно и пространственно 03

Данила говорит, строил что-то всегда. Отец, столяр и плотник, и летние каникулы проходили в деревне, — а заколачивать гвозди для деревенского мальчишки умение само собой разумеющееся. Резьба по дереву, роспись по дереву. Когда поступал в Абрамцевский художественно-промышленный колледж в Московской области, нарочно выбрал металл (и отучился «на металле»). Работал в кузнице, потом решил сменить направление: высшее образование — графический дизайн.

Из мегаполиса решил вернуться в Северодвинск, и не пожалел о своём решении.

/
Объёмно и пространственно 04

— Север — это моё. Мурманск, Северодвинск, Норвегия. В прошлом году был классный проект во Владивостоке. Город чистил гавани, со дна подняли просто кучу металлолома. А на гербе Владивостока — тигр. И мне предложили из этого металлолома сделать тигра, — рассказывает Данила. — Классная история получилась: и экологичная, и харизматичная. Вышло почти случайно: ехал на Дальний Восток работать над другим проектом, а тут оказалось, что из местных предметников за тигра браться никто не хочет (денег мало предлагают).

А я взялся — люблю, когда проекты сами тебя находят. Бог момента, сиюмитность, какая-то волновая динамика.

Северный олень с фестиваля «Тайбола» стал для Данилы Власова точкой отсчёта. Фото разлетелись по соцсетям, появились заказчики. И новые материалы: горбыль, металл, лёд (хотя топляк так и остался самым любимым). Сформировалась команда: двое художников и небольшая бригада строителей. Начали ездить-гастролировать по фестивалям, участвовать в разных проектах. Художественное строительство оказалось востребованным, хоть и не всегда широко оплачиваемым.

— Финансовая стабильность? Как-то со студенческих времён повелось, что я в финансовой неопределённости достаточно комфортно себя чувствую. Вот есть в Северодвинске судоремонтный завод: зарплата, уверенность в завтрашнем дне. Культ стабильности в городе такой. Но человек ведь быстро обрастает ипотеками, кредитами, и не дёрнешься уже. А для меня это неприемлемо. Я бы не хотел так жить, мне нравится свобода действий, свобода перемещений.

Когда получил университетский диплом, серьёзно думал, чем же буду заниматься. И ещё тогда понял, что главное — это интерес. Чтобы каждый раз вызов, что-то новое.

Надо сказать, к окончанию университета у Данилы был приличный строительный опыт. Большой проект: каркас для иконостаса в новом соборе в Бибирево, в Москве. Строители за него не брались, не знали, как подступиться.

А Власов с другом построили алтарь, два придела, огромный каркас для иконостаса. Говорит, чувствовали, что уже готовы строить «ответственные» конструкции.

— Сейчас я занялся малыми формами, хочется новое попробовать. Работаю над выставочными проектами, такими, которые можно отправлять по почте. Обычно-то у меня всё очень стационарно, с фундаментами. Переместить можно, но это непростой процесс, требующий проектирования, подготовки. А хочется выставочного формата, хочется участвовать в коллективных выставках, и свою большую устроить. В соцсети работы пока не выкладываю, сделал портфолио и закинул его на ярмарки современного искусства. Пока никто не торопится приглашать.

Арт-объект «Макошь» в деревне Чакола (Архангелская обл.). Автор: Данила Власов
Арт-объект «Макошь» в деревне Чакола (Архангелская обл.). Автор: Данила Власов
/
Объёмно и пространственно 06

Но это Данилу Власова не смущает. Говорит, перепробовал много профессий и главное, что понял: рутина — это не к нему. Так и живёт: каждый новый проект — новое место, новая конструктивная схема, новый материал. Новые люди, новое общение. Новые вызовы. И это ему нравится.

Фото: из личного архива Данилы Власова

21 august 2023
Категория: Интервью