Медное солнце Заполярья
Елена Фомина

Дизайнер украшений Надежда Глинская живёт в Мурманске и любит путешествовать. Раньше привозила из поездок необычные украшения, а теперь привозит идеи — потому что серьги, браслеты и подвески делает сама. Добавляет скупому Северу огня и красок.

По образованию Надя экономист. Училась легко, логика и точные науки — это было просто. Ни про какое творчество даже не думала.

— Но вот пришло время решать, куда же идти работать, — вспоминает Надежда. — В банк? Наверное, в банк. И сразу мысль: а куда же я буду носить украшения, которые понавезла из разных мест? Там же дресс-код, ничего яркого, ничего крупного! И вопрос решился сам собой. Образование, правда, пригодилось: когда открыла ИП, отчётности всегда сдавала сама, несложно было разобраться.

Год после института Надя поработала, как сама говорит, «в одном неинтересном месте». Всё не нравилось. И за дело взялась подруга. Посадила Надежду рядом и сказала: давай, вспоминай всё, что любишь — будем придумывать тебе занятие.

— И я вспомнила, что люблю украшения. Из всех поездок, из всех путешествий всегда привозила крупные украшения — из них и собирался мой образ. И ещё вспомнила, как в детстве ходила на кружок макраме. У нас была потрясающая преподавательница, у меня уже тогда появилось понимание, что ручная работа — равно любовь. Вспомнила, какое это было классное состояние — делать что-то своими руками, как мне это нравилось. Ну вот, говорит подруга, мы всё и придумали. Будешь делать украшения.

Образ

Надежда Глинская:
— Как рождается образ? Обычно в путешествии. Меня вдохновляет архитектура городов, особенно старых, европейских. Или вот последняя моя яркая коллекция — это уже впечатления о Стамбуле. Гуляешь, погружаешься в атмосферу города, смотришь — на архитектуру, формы, текстуры. Ловишь ощущения.

И для коллекции я взяла за основу эту форму, эти купола стамбульских мечетей. Они меня просто очаровали, хотелось в руки взять эти луковицы, они какие-то пухлые, уютные. Взять и подержать, чтобы почувствовать вот эту их округлость.

И, конечно, меня вдохновляет цвет. Если вижу какие-то яркие цветовые сочетания, то могу в них погрузиться, нырнуть. Сейчас собираюсь освоить эмаль, думаю, что там с цветом можно будет разгуляться более активно.

Начинала я с полимерной глины, и в работе была широкая цветовая гамма. Но когда ушла в металл, медь вышла на первый план. И по цвету я сейчас скучаю. Наверное, потому, что мы в Мурманске живём. Всегда хочется яркости добавить.

Чемодан

/
Медное солнце Заполярья 03

Надежда Глинская:
— Где я училась? В интернете. Очень много нашла информации, даже купила парочку мастер-классов. В Мурманске учиться было негде, а в сети много информации по работе с металлом. Я её изучила, поняла, что хочу делать. До этого с проволокой работала, но в сторону листовой меди давно поглядывала.

И поехала я в Питер. Купила чемодан материалов и инструментов. И медь. Привезла всё это в Мурманск, села за стол. А у меня раз — и не пошло. Примерно две недели я выбрасывала все заготовки. Всё было не так, как я себе представляла. Медь резалась не так, как бумага, внутрь ножницами было не зайти, не создать какую-то фигурность.

— Вы плакали, когда не получалось?

— Нет, я швыряла заготовки в стену. А потом в мусорку. Я не плакала, я бесилась. Но в итоге как-то мы подружились. В какой-то момент я просто отпустила себя на все четыре стороны: никаких ограничений, ни стилевых, ни единых (сразу хотела замахнуться на коллекцию). Сказала себе: отпусти и вот тебе медь. Хорошо помню этот момент, когда произошёл перелом.

Теперь понимаю: каждый раз, когда берёшь в руки новый материал, нужно вспомнить, что ты только-только начинаешь. Неважно, сколько уже сделал украшений в других техниках, в других материалах. Нужно занять позицию ученика, немножко сбить собственную спесь. И тогда придёт радость открытия нового, и сам материал тебя поведёт. Ну, конечно, не сам материал, а какая-то сила за ним, она твоими руками уже управляет. Вот тогда это — приключение. Это полёт. А не такое: «ой, что-то я напридумывала, ничего не получается, ну, пойду книжку почитаю».

Огонь

/
Медное солнце Заполярья 04

Надежда Глинская:
— В медь я влюбилась. Вот латунь: материал, похожий на медь. Немножко пожёстче он, немножко другого цвета, но в целом очень близкая техника обработки, практически такая же. У латуни более солнечный цвет, а у меди более огненный — такой как костёр, огонь. Красноватая рыжинка в металле есть. И вот это моё! Ни в серебро не хочу уходить, ни куда-то ещё дальше. Медь это... Какая-то глубинная у нас есть связь, кто бы знал заранее!

— Мне кажется, это солнце, которого вам не хватает в Мурманске.

— Да, полярной ночью мы зажигаем разные огни. И лампы, и свечи, и камин, у кого есть. А ещё медь откликается калининградским моим корням (я там родилась и каждое лето ездила к бабушке). Но сейчас, когда бываю, уже совершенно иначе смотрю на эти места. Это неисчерпаемое для меня вдохновение: брусчатка старая, черепичные крыши, вся атмосфера, которая вокруг. Там всё поёт!

У меня бывает схожее ощущение, когда всё внутри заходится от восторга: например, когда удачно совпали два цвета. Как люди могут подбирать по уму, по цветовым кругам? Я, когда рядом положу два цвета (или три, или четыре), и они вместе поют — у меня внутри тоже всё звенит.

И когда получается удачная вещь (когда я прям понимаю, что она хороша), это такое, наверное, ощущение... Забываешь сразу все сложности, все мысли о том, не зря ли ты тратишь жизнь на эту работу. Да, иногда путь легче, иногда сложнее, но вот получилась красота — и всё остальное просто не имеет значения. И такая волна поднимается внутри, которая и тебя тоже поднимает вверх: это сделала я! Как будто к волшебству какому-то прикасаешься, вот тебе дверь открыли, туда пустили и говорят: наслаждайся.

Это удивительный в творчестве момент. Наверное, нужно много уметь, знать, собирать идеи, мысли, образы. Постоянно наполняется колодец вдохновения. Всю жизнь. Да-да, всю жизнь.

Фото: из архива Надежды Глинской

01 june 2023
Категория: Интервью