Голова и ножницы: как работает дизайнер одежды?
Елена Фомина

Лада Дымкина по образованию художник-реставратор. Работала в Петербурге: восстанавливала иконостасы, архитектурные элементы лепнины. А десять лет назад переехала в Петрозаводск. Родились и подросли дочери, появилось свободное время (а лепнины в столице Карелии не прибавилось). И Лада решила заняться текстилем.

Сначала дома: кроила на кухонном столе, машинка в уголке. Но очень скоро моделирование стало профессией. В Центре занятости Лада написала и защитила проект — по регистрации ИП и презентации бренда «Лада ДЫМКИНА». Дали двести тысяч рублей: Лада оплатила первые три месяца аренды (мастерская в арт-пространстве «Синий коридор»), купила профессиональную швейную машину и манекен.

— Начинала я с лоскутных вещей с ручной стёжкой, с переработки вторичного сырья, — говорит Лада. — И это не от скромности в средствах, это воспитано реставрационной деятельностью. Есть материал, в который уже вложены ресурсы, и эти ресурсы я хочу до конца использовать. Ткани, которые попадают мне в руки, как минимум, хорошие (а иногда отличные). И я хочу, чтобы они оставались в обороте, хочу создавать из них что-то новое.

Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
/
Голова и ножницы: как работает дизайнер одежды? 01

В «Синем коридоре» стоит контейнер благотворительного фонда «Теплообмен», люди приносят и оставляют одежду, которая отслужила свой срок (а иногда просто морально устарела). Лада эти вещи сортирует и даёт тканям вторую жизнь. Причём шьют они с коллегами не только одежду, сейчас начали реставрировать и перетягивать мягкую мебель. К примеру, в ресторане «Ягоды Карелии», который скоро откроется на проспекте Ленина в Петрозаводске, интерьерный текстиль — из переработки.

— Мы сделали для этого помещения полный текстильный дизайн: сидения на пни, подушки, диванные валики — сорок восемь изделий, — рассказывает Лада. — За основу взяли новую ткань, но весь пэчворк, все лоскуты — из бывшей в употреблении одежды. Нашего контейнера не хватило, ездили за бежевым и зелёным колером на склад «Теплообмена». И вот результат.

Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
/
Голова и ножницы: как работает дизайнер одежды? 02

Постоянно с Дымкиной работают двое коллег, но, если проект большой, присоединяются и другие члены команды. К примеру, недавно в мастерскую обратился Музыкальный театр Карелии: нужно одеть хор для «Свадьбы Фигаро». И одели хор. Модельеры были крутые, питерские: Евгений Хохлов и Юлия Бунакова. Они разработали костюмы для спектакля, а Лада с коллегами их отшивала. Мужские мундиры и брюки, женские платья и головные уборы.

Дружба народов

Год назад к Дымкиной обратился Дом дружбы народов Карелии. Большой проект, в рамках которого предполагалось создание коллекции одежды. Двенадцать диаспор, двенадцать пар костюмов — женские и мужские. Костюмы не национальные, а современные, но на основе традиционных кодов одежды.

— Нужно было создать двадцать четыре образа: таджикский, еврейский, азербайджанский... — вспоминает Лада. — Начала я с изучения информации — по архивам, по фотографиям, по художественным произведениям. Как это работает? Художник вычисляет традиционный код, а затем интегрирует его в образ.

Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
/
Голова и ножницы: как работает дизайнер одежды? 03

Это эскизы из коллекции, технические рисунки. Моделей для показа, кстати, не приглашали, костюмы представляли члены диаспор. Лада подготовила первые эскизы и показала им. Ой, говорят, и правда, похоже!

— Вот довольно яркий пример: еврейский костюм. Здесь у нас монохромная гамма, чёрно-белая. Элегантность, строгость. Для мужского костюма мы сделали накидку по образу талита, традиционного молитвенного облачения. Накидка распашная (по сути, тот же платок, только сшитый в области рукавов). И на уголках, на кончиках мы выполнили цициты, вот эти штучки с узелками. Получился не традиционный костюм, а современный — но в него деликатно встроены традиционные коды. Они читаются и узнаются.

Музыка

Фото: Елена Фомина
Фото: Елена Фомина
/
Голова и ножницы: как работает дизайнер одежды? 04

А это уже костюмы сценические. К Ладе обратились музыканты екатеринбургской группы «Elderwind» (играют black metal) — с просьбой создать четыре концертных образа.

— Как они меня нашли? Порылись в интернете и вышли на ансамбль «Кантеле», написали Алексею Медведеву. Он им ответил: не наш профиль, такого не делаем — но я знаю, кто делает. И отправил ко мне.

Музыканты обрисовали, чего бы хотелось. Лада составила ядро архетипа: кто является героем группы? Странник, путешественник. Человек ищущий, немножко маг.

Фото: из личного архива Лады Дымкиной
Фото: из личного архива Лады Дымкиной
/
Голова и ножницы: как работает дизайнер одежды? 05

— Мы пошли с музыкантами с архетипа, с ядра. С философии — обсудили и разработали эскизы: драные края, жжёные плащи. Парни сходили в ателье, их грамотно обмерили. По присланным меркам я и начала шить костюмы. И так удачно вышло, что в это же время я оказалась в Екатеринбурге с оказией, и мы смогли сделать примерку. Кстати, на одном изделии меняли ткань, потому что музыканты сказали: мы не вытянем в шерсти целый концерт.

Бренд

— Я хочу свою партию одежды, нормальную, тиражируемую, — говорит Лада Дымкина. — Хочу свой бренд и устойчивые коллекции. И к этому иду. Да, одно дело придумать и отшить коллекцию, другое дело — её продать. Поеду в Москву на ярмарки, где баеры (эксперты мира моды, отвечающие за закупку товара для магазинов и бутиков) знакомятся с новыми авторами и брендами.

Пока труд модельера, художника по текстилю не позволяет Ладе финансово расслабиться. Потому что часть заработанного уходит в новые проекты. Например, для создания коллекции только ткани нужно купить на двести тысяч, фурнитуры — на тридцать. И сутками шить, работать.

В Петрозаводске с Дымкиной сотрудничают серьёзные люди и организации: Ассоциация этнокультурных центров «ЭХО», Музыкальный театр Карелии, Музей промышленной истории Петрозаводска. Потому что ремесленник она — настоящий.

Фото: Елена Фомина

— Я люблю свою работу, — говорит Лада просто. — Сборку люблю (когда придуманное тобой воплощается в образ). Но придумывать — самое сложное, идея — самая трудозатратная часть. Шить, стоять у стола можно по двадцать часов. А вот интеллектуально работать — это четыре часа и всё, уносите тело. Но это и здорово!

Фото на обложке: Елена Фомина

22 march 2023
Категория: Интервью