Возвращение красного коня
Елена Фомина

Мезенский костюм Архангельской губернии — такую тему для диплома выбрала когда-то студентка Ирина Вартанян. Жила она в Лешуконском, изучала в краеведческом музее расписные прялки. И создала свою первую коллекцию: сарафаны и платья с традиционной вышивкой; джемпера и кофты, вязанные лешуконскими узорами.

Сегодня бренд одежды «Ирина Вартанян» в Архангельске любят и носят. Удобные юбки, худи и свитшоты в городском стиле — скачет по ним красный мезенский конь, символ солнца и плодородия. Летящий конь, летящая душа.

/
Возвращение красного коня 01

Сегодня мезенская (палащельская) роспись стала одним из символов Архангельской области. Красные кони доскакали до Москвы и понеслись дальше.

— Основная тема нашего бренда — это именно мезенская роспись, — говорит Ирина Вартанян. — По реке Мезени везли прялки продавать на ярмарку. Сначала промысел до Пинеги дошёл, а теперь уже и до Москвы.

Почему лошадка красная? Красный, коричневый — цвет глины. Берега по реке Мезень глинистые, именно из мергели (здешней породы) и делали краску. И чёрного цвета добавляли — это уже сажа.

Расписывали прялки. В три яруса: в нижнем и среднем главные фигуры — кони, в верхнем — птицы. Три мира, подземный, наземный (здесь люди живут) и небесный. И в каждом значке, в каждом рисунке был смысл: этот к дождю, этот к теплу, этот к урожаю.

/
Возвращение красного коня 02

Дизайнер Ирина Вартанян шить, вязать и вышивать умела с детства. Росла в окружении людей, которые всё могли. Папа скорняжным делом занимался, шил меховые шапки; мама работала швеёй, бабушка научила вязать и вышивать.

Начинала Ирина с самой первой ступени, с портного. Потом — конструктор-модельер, потом высшее образование: дизайнер костюма. В вузе училась заочно, потому и выбрала темой диплома традиционный мезенский костюм. Доступ к информации был в основном в лешуконском музее. И всё сложилось.

— Это моя история, история нашего края. Всегда любила наши северные костюмы, такое удовольствие разглядывать все эти отделочки, украшения. Для меня, скажем, выступление фольклорного коллектива всегда было удовольствием. До сих пор храню бабушкины старинные вещи (теперь это уже настоящие реликвии). Выплывают такие картинки из детства: вот бабушка на этой прялке — прядёт.

А потом Ирина уехала в Архангельск и десять лет работала в школе учителем технологии и ИЗО. Продолжала шить: всегда были заказчики, которые ценили её труд и идеи.

— А потом я заскучала, — вспоминает Ирина. — Захотела заниматься чем-то своим. И началось всё с нашего красного мезенского коня. Я подумала: почему бы не сделать такую вышивку? Мне всегда нравилось сочетать этническую и современную одежду.

Конечно, было много страхов: как люди воспримут? кто я такая, чтобы заявлять про собственный бренд одежды? А теперь у нас уже своё производство, три человека в команде. Шьём одежду для жизни. Это городской стиль (я не считаю его спортивным). Жители Архангельска любят и носят такую одежду. Иногда в какую-то поездку патриотично одеваются во всё наше и едут — им радостно транслировать, откуда они родом. И это здорово. Это наша главная миссия.

/
Возвращение красного коня 04

— Ирина, свитшот или сарафан?
— И то, и другое! Сарафаны у нас современные, их можно со свитшотом надевать — это как будто душегрея в современном исполнении.

Вот недавно мы готовили коллекцию на конкурс «Костюм Русского Севера». Ткань я купила не один год назад, итальянскую. Я на неё долго смотрела и вдохновлялась: очень уж необычная. И вот из этой итальянской ткани я придумывала образы для коллекции «Багрянец осени».

А бывает, что вдохновляют росписи старинные. Иду в музей, смотрю на прялки старинные. И думаю: вот этот рисунок, если его немного изменить, можно на одежду нанести. Но куда — на рукав, на спинку?

/
Возвращение красного коня 05

— Сегодня со мной работают три мастера, — рассказывает Ирина. — Двое шьют, один вышивает. Я работаю как дизайнер и занимаюсь продвижением.

Но для каждой коллекции мне хочется сделать что-то своими руками. Для этой коллекции начала вышивать: на кармане, по рукаву. На двух рубашках и на платье я как бы рисовала пейзаж, нитью. Игла меня как будто вела, простые стежки (как карандашные). И вышел вид из маминого окна — таким, каким я его с детства запомнила. Вот кошка сидит, занавеска колышется. Вот деревья, которые дед посадил, когда я родилась.

/
Возвращение красного коня 06

— А сами свою одежду носите?
— Конечно! Я все делаю как для себя. Это очень важно: всё делать как для себя.

Материал подготовлен в рамках проекта «Северный ремесленный кластер: культура бережного потребления от традиции к современности» при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото: из архива Ирины Вартанян

06 января 2024
Категория: Интервью