Традиции становятся модой
Татьяна Бердашева

Творческое переосмысление, когда автор, изучив традицию, пропускает ее через себя и дает свою оригинальную интерпретацию, становится все более актуальным. Здесь большую роль играет личная увлеченность и художественный взгляд на традицию.

Коллекция «Русский Север» Алены Савчук на выставке «Северные трансформации. От традиции до современного дизайна» в Национальном музее Республики Карелия

Авторские линейки — это продукты, которые идут от одной идеи. Если человек начал работать, двигаясь от идеи через понимание, как это делать, и вышел на серию продуктов в результате, то это можно называть авторской линейкой. Идея является объединяющим моментом и формирует стиль. Предметы в авторских линейках могут быть объединены одним ремеслом: керамика, текстиль или одним предметом: кружка, ручка, блокнот и другое, и/или одним стилем, но всегда охвачены одной идеей. Так появляются локальные бренды, которые прошли стадии становления: от идеи до рождения своего авторского стиля. В Карелии есть свои локальные бренды — это творческие объединения, индивидуальные авторы, работающие в сфере ремесла и дизайна, которых можно называть дизайнерами-ремесленниками, подчеркивая ручной авторский труд.

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО», руководитель Карельского ремесленного кластера: «Работа с национальным культурным наследием Республики Карелия становится все более популярной в последние десятилетия. Народная одежда, утварь, быт являются объектами исследований историков, искусствоведов, этнографов. Вместе с тем, необходимо отметить, что все чаще культурное наследие поддается непрофессиональной переработке, вольной интерпретации со стороны ремесленников, дизайнеров и, как следствие, обывателей. Отсутствие научно обоснованных методов и профессионального подхода по проектированию новых изделий, методических рекомендаций по технологическим особенностям изготовления на основе народной культуры является вызовом для современников и будущих поколений. Важно, чтобы люди, работающие с трансформацией традиции, не только привлекали внимание яркостью подачи, но и отражали в своих работах традиционные особенности народной культуры».

Фрагмент платья из архива Национального музея Республики Карелия

Участники Карельского ремесленного кластера за три месяца 2018 года создали более 12 новых линеек ремесленных изделий. Для их разработки важно было не только исследовать локальные истории, фонды Национального музея Карелии, предложения на рынке, посмотреть российские и международные практики, но также знать навыки ремесленников, состояние имеющегося у них оборудования. Над каждой линейкой работали локальный менеджер, ремесленник/группа ремесленников, дизайнер и внешний куратор, который иногда мог сочетать функции дизайнера. Некоторые виды новых изделий требовали привлечения ремесленника-технолога, который пояснял особенности процесса производства, мог подсказать формулы расчета сырья. Именно ремесленники-технологи проводили образовательные курсы в рамках лабораторий. Важной частью создания нового является образовательный компонент, но еще важнее найти кураторов «нового поколения», которые смогут аккуратно внести новые идеи в традиционный процесс. Поскольку института такого кураторства в Карелии не создано, то необходимые навыки нарабатывались в процессе работы.

Коллекция «Традиции» Марийки Экало, фото Юлии Утышевой

Концепции новых линеек ремесленных изделий основаны на локальных особенностях каждой пилотной территории: история, культура, навыки ремесленников. Линейки всех пилотных территорий Карельского ремесленного кластера на данный момент проходят испытание на рынках Карелии и России.

Посмотреть и заказать новые разработки карельских дизайнеров и ремесленников можно на площадке «Дизайн и ремесла». Адрес: г. Петрозаводск, пр-т Ленина, 12.

28 октября 2018
Категория: Karelian Stories