«Ремесленники — это хранители времени»
Юлия Бараева

О развитии и проблемах традиционных ремёсел в Республике Карелия, а также о том, какие возможности есть сегодня у карельских мастеров, рассказала директор Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО» Светлана Кольчурина.

Традиционное ремесло, даже довольно сложное для нашего понимания, всегда можно адаптировать к сегодняшнему дню, но для этого нужно посмотреть на него под другим ракурсом

— В Карелии традиционные ремёсла — это вышивка, плетение из бересты, обработка дерева, уже достаточно редкое плетение из корня дерева, шитьё лодок и многое другое. Традиционными ремёслами мы называем всё то, что было необходимо в быту, и что люди делали своими руками. Сегодня в республике осталось не так много традиционных ремёсел, поскольку изменилась система бытования, ручной труд заменили высокотехнологичные производства, пришли новые материалы, технологии, и ремёсла вытесняются, они быстро исчезают. Для ремесленников исчезновение ремёсел — это своеобразный вызов: необходимо найти своё место. Надо понимать, что ручной труд является эксклюзивным и трудозатратным. Некоторое время назад я разговаривала с дизайнером Светланой Липкиной из Москвы, которая много работает с предприятиями народно-художественных промыслов и помогает им в переосмыслении промыслов. Она рассказала мне о том, что без ручного труда появление высоких технологий не было бы возможным. Например, кремний используют при создании электронных приборов, но изначально его нужно вручную обработать — понять, как ведёт себя материал. Когда ты понимаешь весь этот процесс, можешь создавать высокую технологию. Одно без другого не работает.

Кроме того, сейчас ремесло носит декоративную функцию или переходит в сувенир. Оно перестаёт быть практичным. Если мы говорим про текстиль, то есть вещи, которые можно использовать в быту или носить — к примеру, сумки или платья, это практическое применение. Но то, что касается изделий из бересты, то они перестают нести функциональность и чаще становятся «магнитиками на холодильник». Недавно мы запустили серию рюкзаков из бересты (кар. kesseli — «берестяной кошель»), адаптировали их к современной городской среде, сделали кожаные ремни и немного изменили форму. Традиционное ремесло, даже довольно сложное для нашего понимания, всегда можно адаптировать к сегодняшнему дню, но для этого нужно посмотреть на него под другим углом и с другого ракурса. Может быть, ремесленнику, особенно начинающему, стоит больше изучить материал, его структуру и свойства, увидеть в нём новую форму, и тогда ремесло будет жить. Если мы стремимся сохранить ремёсла, важно ответить на вопросы: какими они должны стать, и что нового должно в них появиться?

Ремёсла уходят очень быстро, и причин этому множество. Одна из главных, которую я вижу — нет преемственности. У многих ремесленников нет подмастерьев, а если ты не передаёшь свои знания, они, к сожалению, уходят. Традиционным ремёслам нужна особенная поддержка, чтобы они сохранялись.

— Кто сегодня современные ремесленники? Большая ли среди них конкуренция?

— Современная ремесленная сфера — это непаханое поле. Есть множество вопросов, которые не решены. Например, сфера не урегулирована в понятийном аппарате. Кто такие ремесленник и мастер? Чем они отличаются друг от друга? Сегодня можно наблюдать три чёткие категории тех, кто занимается ручным трудом. Ремесленничество — это хобби для многих. Люди вышивают, вяжут, обрабатывают дерево, потому что это просто нравится. То, что получается в итоге, они не продают, дарят родным и близким людям. Кстати, у некоторых «хоббистов» изделия получаются отличного качества. Есть вторая категория ремесленников — это те, кто получает специальное образование и становится профессионалом. Раньше они уходили работать на специальные предприятия, но сейчас в Карелии осталась только одна такая организация — предприятие «Карельские узоры». Я знаю многих ремесленников с профильным образованием и большая часть из них имеет собственные мастерские, хорошие продажи, их работы можно увидеть на престижных выставках. Третья группа — ремесленники, которые открывают своё дело и относятся к ремеслу как бизнесу.

Ещё один важный вопрос — составление и ведение реестра ремесленников. Сегодня в Карелии этот процесс непрозрачный и непонятный. Сам перечень ремесленной деятельности в республике не регламентирован, и это вызывает большие споры внутри сообщества. Обработка бересты — это точно ремесло. А если ты собираешь из бисера фенечки — ты ремесленник? И как я уже говорила выше, нет чёткой градации между ремесленником и мастером. Чтобы понимать поле и людей, с которыми нужно работать, важно собрать свежие данные (и их нужно обязательно обновлять с определённой периодичностью), сформулировать понятийный аппарат, понять, каких видов может быть «ремесленная деятельность», и на основе этого можно создавать государственные программы поддержки для ремесленников. Это сильно упростит работу.

Существует несколько площадок, где ремесленники могут представить свои работы — это муниципальные фестивали, специализированные ярмарки, выставки при этнокультурных центрах или учреждениях культуры, российские и международные выставки, онлайн-площадки. Вместе с тем, надо усилить работу в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства. С 1 июля по 20 сентября 2020 года Ассоциация «ЭХО» и карельское отделение Союза дизайнеров России организовали конкурс предметного дизайна и ремёсел «Придумано и сделано в Карелии». Мы хотели найти новые имена и предметы. И, нужно сказать, мы их нашли! 5 октября в консалт-центре «Код северных ремёсел» (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 7) работала выставка работ победителей конкурса. Основные призы для ремесленников и дизайнеров — это бесплатное участие на выставке в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства в г. Москве, а также техническая помощь от дизайнеров, маркетологов и консультации более опытных специалистов.

Исследование, которое мы проводили в рамках проекта «Код северных ремёсел» показало, что ремесленники очень не активны в социальных сетях, и из-за этого они остаются малоизвестными широкой аудитории: заходя на их личные страницы в соцсетях, сложно, а иногда совсем невозможно понять, что человек занимается ремеслом. Современные ремесленники нуждаются в знаниях по продвижению, и маркетингу, выстраиванию собственной бизнес-модели, коллаборациях друг с другом, то есть им нужно иметь достаточно много не относящихся к ремеслу знаний.

— Продукция карельских мастеров — это чаще для туристов? Как стать востребованным среди местных жителей?

— Чтобы продукт был популярен среди местного населения, это не должно быть сувениром. Странно жить в Карелии и купить магнитик со словом «Петрозаводск», но, если вещь носит прикладной характер, и ты можешь использовать её в быту — тогда продажа возможна даже местным жителям. Нужно делать очень практичные вещи — красивые, современные, те, которыми человек будет пользоваться.

Что касается магазинов ремесленных изделий и точек размещения туристов, то часто можно наблюдать, что, если в одном месте продаются товары ремесленников и вещи китайского производства, обычно карельское начинает проигрывать в цене. Вообще, ручной труд стоит дорого, но любой турист, забегая на пять минут в сувенирную лавку, начинает сметать всё, что дёшево. На владельцах точек продаж лежит особая ответственность за то как представлены товары и каким образом происходит продвижение ремёсел. На мой взгляд, нужно не только думать о поддержке ремесленников, но и верно выстроить работу с местными магазинами ремесленной продукции. Это очень взаимосвязанные вещи.

В проекте «Код северных ремёсел» мы помогаем ремесленникам в формировании бизнес-идей. Исторически мастера всегда находились в товарно-денежных отношениях: ты хорошо валяешь — идёшь в другую деревню и продаёшь там свою продукцию или обмениваешь её на нужный тебе товар. В советское время эта система работала по-другому, и долгое время (вплоть до 2000-х) ремесленники оставались в иллюзии, что государство должно их поддерживать, им нужно платить, в связи с чем, процесс возврата в бизнес проходил очень сложно. Хотя для ремесла бизнес — это естественная среда.

Осенью текущего года в рамках проекта «Код северных ремёсел» стартовала образовательная программа «Бизнес-мастерская для ремесленников». Бизнес-тренеры и лекторы, большая часть которых из Финляндии, раскрывают секреты успешного маркетинга и продвижения, выстраивания ремесленного бизнеса, который требует особых подходов, а так же вопросы того, как традицию сделать востребованной. Первая (осенняя) часть программы проходит в онлайн-формате, а весной 2021 года, мы надеемся, начнутся очные семинары, где ремесленники из Карелии и Финляндии смогут познакомиться друг с другом.

— Вы изучаете зарубежный опыт? В чём разница в подходах к традиционным ремёслам?

— Конечно, мы смотрим, как развиты ремёсла в Финляндии. Существует разница между тем как выстроена работа с ремесленниками в Финляндии и в Карелии. Самое очевидное — все мастера Финляндии официально зарегистрированы: они занесены в специальный реестр, все они имеют среднее специальное образование — окончили ремесленное училище. Большинство ремесленников Финляндии — женщины от 35 до 50 лет. Я заметила, финны меньше всего думают традиционно ремесло или современно. Конечно, любителей традиций очень много, но прежде всего, люди ценят ручной труд. В Карелии отношение другое, здесь говорят не о престиже ручного труда, а замеряют значимость ремесленника традиционностью. Вышиваешь белым по белому — ремесленник, делаешь ручным способом панно из мха — не ремесленник. Я считаю, что так быть не должно, но причина того, что так происходит именно в том, что отсутствует общий понятийный аппарат.

За последние пять месяцев я встретилась с более чем тремястами ремесленниками из четырёх регионов Северо-Запада России. Удивительные люди с тонко подобранным для себя ремеслом, делом, которое сильно подчёркивает индивидуальность. Ремесло — это очень личное, несмотря на то, что результаты труда общественные. Сегодня мы все усреднённые, одеваемся в “H&M”, едим в “McDonald’s”, везде всё одинаково, и вдруг кто-то, кого ты знаешь, выдувает бусины из стекла! Или делает посуду крутой формы! Это вызывает восторг. Все мы живём в быстром темпе, а ремесло даёт человеку свободу мыслить в своём ритме. Я всегда смотрю с большим восхищением на ремесленников: занимаясь своим ремеслом, они находятся как будто в безвременье. У нас гонка, а ремесленник в процессе работы более осознан, вдумчив, замедлен. Ремесленники — хранители времени.

16 ноября 2020
Категория: Интервью