Поговорим предметно
Елена Фомина

Мурманчанка Татьяна Батова — исследователь, преподаватель графического и предметного дизайна. Причём предметный дизайн её интересует именно с точки зрения жизни на Севере. Полярная ночь, считает Татьяна, как ковид: не позволяет лишний раз выходить из дома.

— Среднестатистический житель Севера большую часть своей жизни проводит в помещении, — говорит Татьяна. — Вспомните пандемию: ты постоянно сидишь дома, причём добровольно. На Севере зимой всегда очень холодно и темно — на улицу не тянет. Поэтому предметная среда, которая тебя окружает (на работе, дома, в общественном пространстве) должна это учитывать. Светло, чисто, тепло и уютно — это про наш домашний Север.

Скандинавский дизайн

Татьяна Батова:
— Сейчас все говорят о скандинавском дизайне. Круто, здорово. Но мы живём не в Финляндии и не в Норвегии. Мы живём в обычных российских типовых квартирах, к которым, как ни крути, скандинавский дизайн не подходит с точки зрения светового, энергетического и теплового режима.

У нас центральное отопление: не сделаешь ни потеплее, ни попрохладнее; у нас другая кубатура помещения, иная высота потолков. И скандинавский дизайн сюда не встаёт (или его очень сильно нужно корректировать).

К примеру, камин. Куда я воткну камин на моих сорока двух квадратных метрах? Можно в загородный дом, да. Но в Мурманской области загородные дома могут позволить себе единицы, у нас не Карелия и не Архангельская область, где есть лес. У нас дерево привозное, и стоимость дома космическая.

Конечно, Мурманская область — это не суперкрайний Север. В Лаборатории арктического дизайна на базе Мурманского арктического госуниверситета я и мои студенты изучаем и экстремальные ситуации: к примеру, проживание на полярных станциях, когда ты в принципе оторван от цивилизации. Там ты как мышка в норке: всё под рукой и надеешься только на себя. Мы живём не в таких суровых условиях, и многое можем себе позволить.

Предметный дизайн

Из архива Татьяны Батовой

Татьяна Батова:
— Возьмём свет. Вчера я попросила маму купить новые лампочки, самые яркие. И она купила, но лампочки холодного света. Вкручиваешь — и квартира сразу приобретает какой-то мертвенный вид.

«Холодные» лампочки огромной светимости можно использовать только в больших офисных или складских помещениях, где совершенно другая кубатура. И другая цель: заставить человека интенсивно работать, сосредоточиться и не расслабляться. А в жилом доме нужен либо тёплый, либо естественный свет.

В Якутии три года назад проводили исследование по влиянию естественных и искусственных источников освещения на уровень здоровья человека. Артериальное давление, состав крови — куча параметров. Пришли к выводу, что «правильный» свет — крайне важен.

Предметная среда — это и светильники, и климат-контроль, и влажность. Это очищение воздуха и шумоизоляция. Слышали о салютогенном дизайне? Это такой дизайн, который должен оздоравливать человека, предметная среда направлена не только на поддержание психологического комфорта человека (что очень важно!), но и на насыщение тактильной среды.

Из архива Ассоциации «ЭХО»

Тактильная среда

Татьяна Батова:
— Что такое тактильная среда? Мягкое и твёрдое, шершавое и гладкое, холодное и тёплое. Всё, к чему вы прикасаетесь — важно. Всё, на что вы смотрите — важно. И ещё важна (не знаю, на каком уровне это работает) самоидентичность, некие маркеры, которые подчёркивают особенности территории, где вы живёте.

Тут тоже важно не переборщить. Потому что для архангелогородца посуда с мезенской росписью — безусловно, хорошо. Но я видела мезенскую роспись, интегрированную на стены, и это было ужасно. В таком интерьере невозможно жить (может быть, работать, но не жить). Важно помнить про уместность территориальных маркеров, разделять предметную пространственную среду, рабочую, общественную — и жилую.

Кстати, и в наших типовых квартирах мы многое можем сделать с точки зрения предметного дизайна. На Севере квартира, дом обязательно должны быть уютными. Под словом уют мы все понимаем разное. Кому-то уютно в серых, холодных тонах — класс! Кому-то уютно жить с большим количеством деталей, — тоже отлично. Но достижение уюта и ощущения комфорта — это важно. Уже другой вопрос, как именно вы будете этого достигать.

И учитывайте (к примеру, когда делаете ремонт), свой жизненный сценарий. Я имею в виду детей и животных, они вносят серьёзную корректировку в предметную среду. Так что думайте, анализируйте и окружайте себя вещами, которые вам нравятся, которые для вас важны. У каждого свои вкусы и правила, я за демократичный подход!

Арктический дизайн

А теперь поговорим о дизайне предметно, с примерами.

В 2020 году в Мурманской области прошёл первый конкурс предметного дизайна. Конкурс был организован Татьяной Батовой в рамках выигранного ею гранта в сфере культурных инициатив при поддержке Губернатора Мурманской области.

Миссия нашего проекта, говорит Татьяна Батова, — поиск и формирование узнаваемого образа регионального дизайна. Вот результаты работы, знакомьтесь с победителями.

Категория «Текстиль для дома»

Из архива Татьяны Батовой
Из архива Татьяны Батовой
/
Поговорим предметно 03

Автор, Надежда Ловчикова, прикоснулась к истории Севера и разбавила повседневную жизнь изысканным элементом столового текстиля — дорожкой для стола.

Прототип выполнен из льна при помощи вырезанных из линолеума штампов и акриловой краски. Размеры дорожки — 170×45 см, салфеток — 40×40 см.

Категория «Свет»

Из архива Татьяны Батовой

Светильник авторства Валентина Петрова. Автор использовал срез тополя (дерево когда-то росло на одном из мурманских перекрёстков). Выпилил середину, выбрал с помощью стамески углубление и поместил внутрь светодиодную ленту тёплого света. Припаял к ней провод с выключателем. К корпусу светильника применил технику шлифовки, обжига, браширования и пропитал льняным маслом.

Материалы: спил тополя, масло льняное, светодиодная лента, блок питания с выключателем. Ширина 50 мм, высота 310 мм, внутренний радиус 80 мм.

Категория «Аксессуары»

Из архива Татьяны Батовой
Из архива Татьяны Батовой
/
Поговорим предметно 05

Александра Дзюба сшила сумку с северным характером из куска густого оленьего меха, подарка из Шотландии.

За основу была взята форма исторических сумок шотландских птицеводов — подкова. Сборка на шнур. Задняя стенка собрана из кожаной обрези на манер пэчворка, прошита и украшена кнопками. Плюс бахрома — Nordic Boho.

В качестве декора можно использовать олений рог, бусины и вышивку бисером. Получается самобытный северный хэнд-мейд, на базе которого очень удобно преподавать ремесло, изучать культуру Севера, творчество и быт.

Категория «Украшения»

Из архива Татьяны Батовой
Из архива Татьяны Батовой
/
Поговорим предметно 06

Ольга Чехова родилась и выросла на берегу Кольского залива. Море, его легенды, загадки и тайны манили, в том числе — легенда об Атлантиде. Для колье автор выбрала именно её. Для центральных элементов использована натуральная хризоколла (минерал, который любили и египтяне, и греки, и римляне). Кабошоны обрамлены натуральным и искусственным жемчугом, стеклянными и металлическими бусинами.

Второе украшение — об Арктике. Безжалостной, таинственной и загадочной. Природа Арктики хрупка и величественна: бездонные фьорды, айсберги и ледяные пустыни. И, конечно, белые медведи.

Категория «Предметы интерьера»

Из архива Татьяны Батовой
Из архива Татьяны Батовой
Из архива Татьяны Батовой
Из архива Татьяны Батовой
/
Поговорим предметно 07

Ремесленник Светлана Якимчук считает, что сохранение окружающего мира становится всё более актуальной темой. Основная идея проекта — вторичное использование материалов.

Тема Мурманска и Кольского залива близка каждому, кто неравнодушен к Северу, и синие цвета денима (цвета полярной ночи), определили идею изображения.
Материалы: дерево, текстиль (джинс), папье-маше. Размеры: 50×2250×2000 мм.

Материал подготовлен в рамках проекта «Северный ремесленный кластер: культура бережного потребления от традиции к современности» при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото на обложке: из архива Ассоциации «ЭХО»

17 декабря 2023
Категория: Интервью