Художник по текстилю Агния Шаньгина живёт в деревне: дрова, вода, огород, картошка. Летом трава по пояс, зимой сугроб по макушку. Село Черевково Красноборского района — в полутысяче километров от Архангельска, в распутицу сюда и не добраться. Жизнь самая обычная, простая и неяркая.
Платок «День постный». Автор — Агния Шаньгина
«Это моя любимая работа, „День постный“, — пишет Агния в своих соцсетях. — На почти истлевшем плате, но шибко был баской своей линялостью. Начала делать тем постом, уж год прошёл, значится, давненько, было ли? Кошки всё так же сидят у стола, стол как прежде круглый, сарай стоит под окошками.
После выставок мне все говорят: у меня есть старый платок, я тебе принесу!
Несут.
Лежат.
Пущай лежат покуда.
Глядишь, и долежат до чего-нибудь».
Платки, отрезы ткани, старую одежду Агнии приносят и соседи: ты же шьёшь — пригодится. И хотя шкафы уже забиты — берёт. Старые вещи и резать не жалко (даже если ничего не получится), и есть в них какое-то чудо. Когда ткань износилась, чуть полиняла, у неё более интересный цвет и фактура.
— Каждый кусочек может что-то рассказать, — говорит Агния. — Вот это было платье моей бабушки, а вот это — дедушкина куртка. Смотришь на кусок льна и думаешь: меня ещё не было, а эта ткань уже была, удивительно.
В Черевково Агния выросла, здесь училась (и в обычной школе, и в художественной). Закончила Сыктывкарский государственный университет: факультет искусств, специальность «Народное художественное творчество».
— Я всегда что-то шила. Вот меня спрашивают: как вы называете своё творчество? Как для себя формулируете то, чем занимаетесь? Да не формулирую я никак. Я шью, шью, шью, вышиваю. Делаю картинки, картины. Художник, и художник.
После университета Агния Шаньгина преподавала в художественной школе в Красноборске, в районном центре. В селе работы мало, а в художке было место. И от дома недалеко, хорошо. Тогда трудно было себе представить, как это — не ходить на работу каждый день? Как это — работать дома?
Агния шьёт платья (на них всегда есть спрос). Раньше покупала лён местных льнокомбинатов: «Красавино», «Вологодский лён», «Северный лён». Теперь ищет натуральные ткани в интернете.
— Обычно беру спокойные, синевато-серые цвета. Но тут недавно подарили горчично-жёлтый отрез — ладно, сошью из него (хоть и будет выбиваться из моих). Кстати, вот интересно: наши пейзажи, северные — сдержанные, спокойные, а всё народное искусство Севера очень яркое. И росписи, и лоскутное шитьё — всюду красный!
Большие картины Агнии Шаньгиной всегда на выставках. Их сразу узнаешь — особенный, северный мир.
Агния Шаньгина:
— Как рождается сюжет? Ну вот принесут мне платок. Большой такой, хороший. Можно плед сделать, можно кресло какое-нибудь обить. Но у меня-то все стулья-кресла уже обитые! И вот он лежит, этот платок, лежит. Может, думаю, картину какую на нём вышить? А тут какой-то конкурс (или выставка), а тема — круг.
И я подумала: у меня же есть круглый стол. И самое наше любимой занятие — пить чай с шаньгами из самовара. Вот и получилось у меня это чаепитие, картина, которую я называю «Бедновато наше житьё».
Потом бац: ещё один платок. Красивый невозможно, хоть уже и рассыпается в руках — одни дырки, а не платок. Но жалко же выкинуть! А как раз был пост, и платок такой тёмный... Ну и вот — опять еда, опять наш круглый стол, опять кошки, сидящие вокруг.
А потом нашёлся красный платок! Думаю: ну, раз у меня есть постный день, значит, надо сделать и Пасху. И вышла Пасха.
Работает Агния небыстро, — куда северному человеку торопиться? И шитьё тонкое, кропотливое, и дел по хозяйству много. Сельская жизнь: кошка на окошке, собака во дворе. Точнее, кошек даже четыре: Вася, Мася, Буся и Неся (зовёшь одну, прибегают все). А двортерьер Кузя в сети известен как Кузьма Сергеевич.
— Хочется ведь не только работать, но ещё и погулять, — говорит Агния. — Ходишь-гуляешь, а потом — раз! — в голове мысль: надо вот эти дома же сделать, картину небольшую. Или большую? Начинаешь подбирать ткань. Свет, цвет, сюжет. И домов этих уже нет, а у меня они живут прежней жизнью.
В доме Агнии хранится лоскутное одеяло, его ещё бабушка шила. Старое, разваливается, обшито заплатками со всех сторон. Обычное одеяло, собранное из лоскутов, не современный пэчворк. Такие в Архангельской губернии когда-то были в каждом доме.
Есть, кстати, традиционное лоскутное одеяло из Красноборского района и в коллекции Русского музея. А пройдёт время, глядишь — и появятся в Русском музее работы Агнии Шаньгиной.
Фото: из личного архива Агнии Шаньгиной