«Хочется иметь отношение к развитию дизайна в Карелии»
Юлия Бараева

Дизайнер Евгений Тароев уже несколько лет работает с командой Ассоциации «ЭХО». Он рассказал о том, как ему удаётся совмещать работу над книжными изданиями и сайтом, почему решил остаться в Карелии и заниматься местными проектами, а также что думает про единый дизайн-код Петрозаводска.

— Со Светланой Кольчуриной мы были знакомы достаточно давно, а год назад она позвала меня в команду Ассоциации «ЭХО» на постоянной основе. Сейчас я разработываю фирстили для проектов, работаю над дизайном книжных изданий и занимаюсь сайтом Ассоциации, — рассказал Евгений. — Дизайном я стал увлекаться ещё со школы. Мне в какой-то степени повезло, потому что у меня уже тогда был компьютер и доступ в интернет. Я заинтересовался интернетом и сайтами, тем, как это всё устроено, как создавать свои сайты, как делать переход между страницами, как располагать тексты и добавлять картинки. И так получилось, что в свободное от учёбы время я делал сайты. Сначала это было, конечно, только в качестве хобби, но позже стали появляться и какие-то коммерческие проекты. Если говорить о начале именно профессиональной карьеры дизайнера, то однажды мне позвонил Константин Волков, директор одной известной в Карелии веб-студии, и позвал поработать в команде. Моей первой задачей было сделать сайт для прокуратуры. Я удивился: вчера я создавал какие-то свои домашние странички, а сегодня сразу уже такой серьёзный заказ! После этого работал в автомобильном холдинге в PR-отделе и занимался сайтом, позже стал делать и графический дизайн. Там я научился работать быстро — объёмы были дикие!

Умение работать с вёрсткой, цветом и расположением приходит с опытом, а основа всегда исходит из задачи. Светлана Кольчурина как заказчик излагает мне своё видение, а я пытаюсь это реализовать. В «ЭХО» отлично выстроен процесс работы. Например, если готовится какое-то издание, то всегда есть понимание, что нам нужны качественные фотографии, а текст нужно вычитать. Если издание подарочное, то нужно придумать упаковку, выбрать сопутствующие сувениры. Конечный дизайн сильно зависит от качества контента, с которым дизайнер работает. Когда все это понимают — работать всегда приятнее. На смысловые вещи я тоже обращаю внимание: когда что-то делаешь, обязательно погружаешься в материал и пытаешься передать посыл через дизайн. В этом плане работа в команде «ЭХО» ещё отличается и тем, что здесь транслировать какое-то своё видение дизайна и подходов к нему легче — ценности и смыслы, как мне кажется, у нас совпадают.

Мне самому нравится более объёмная работа — например, с изданием книг, я люблю постепенно погружаться в проект. Такие большие задачи всегда получаются интереснее.

Сейчас работаю в разных направлениях, не только с Ассоциацией «ЭХО», делаю корпоративные сайты, рекламу, дизайн-сопровождение для карельских мероприятий. Я уже привык к тому, что нужно быстро переключаться между задачами и вливаться в работу моментально.

Подарочное издание альбома «Карелия вдохновляет»

О желании работать с локальными проектами и миссии улучшать дизайн в Карелии

Можно сказать, что я — трудоголик, и у меня есть желание работать над локальными, карельскими проектами. Хочется иметь отношение к развитию дизайна в Карелии — в месте, где я родился и живу. Переехать в Санкт-Петербург или Москву, как это делают многие дизайнеры, можно всегда: там, наверное, больше возможностей и карьерного роста. В Карелии тоже много работы, и она не менее интересная. Например, в деревне Вокнаволок (на севере Карелии) проходит мероприятие, и почему бы мне не сделать для него логотип? У меня есть такая миссия — улучшить то, что ты видишь, и до чего можно дотянуться. Такую возможность поучаствовать в развитии локального дизайна, наверное, глупо упускать. К тому же, если работаешь над чем-то локальным, то проще оценить результат — как твой дизайн выглядит в жизни, а не на экране монитора, увидеть реакцию людей, что-то скорректировать. Здесь появляется ещё больше ответственности за работу, чем, если бы делал что-то на экспорт. Если в этом процессе допустишь ошибку, то тебе сразу на это укажут.

Когда работаю над местными проектами, вдохновляюсь, в том числе, и Карелией. Понятно, что у нашей республики есть свои особенности — это тема природы, леса и озёр, какие-то особенные карельские мотивы, цвета. Я много размышлял по поводу карельского дизайна, и чёткого ответа на вопрос «Что такое карельский дизайн?» у меня нет. С одной стороны, если брать визуальную составляющую, можно обратиться к карельской культуре, графическим мотивам, попробовать переработать их по-новому. Но, с другой стороны, в глобальном понимании дизайн не ограничивается только какими-то графическими образами, он возникает из задач, принципов и подходов. Поэтому пока я не готов выделять карельский дизайн в отдельную категорию; мне кажется, мы пока находимся в процессе.

Логотип 400-летия деревни Вокнаволок

«Чем больше у дизайнера ограничений — тем интереснее работать!»

В вопросе вдохновения есть ещё такой момент: дизайн — это не только творческое самовыражение. Дизайнер — не художник, который взял палитру, надел берет, сидит и ждёт вдохновения. У дизайнера есть определённые рамки — что нужно сделать, в каком формате и за какое время. Если мы всё же понимаем под дизайнером художника, то нужно иметь в виду, что при выставлении рамок у художника «ломается» мозг. У дизайнера же наоборот — чем больше ограничений, тем ему интереснее работать, и тогда он начинает что-то придумывать и изобретать. Кроме того, у меня нет никакого художественного образования, есть техническое. Я окончил Петрозаводский лесотехнический техникум, а позже — Лесоинженерный факультет Петрозаводского госуниверситета по специальности «Машины и оборудование лесного комплекса». И моё техническое образование мне очень помогает, в том числе в работе над книгами и большими изданиями. Вся работа начинается с планирования, с построения системы, которую потом просто нужно наполнить содержимым — контентом, фотографиями, текстом и так далее. Создание сетки, понимание, сколько страниц будет в книге — это первостепенно. Так работать удобнее: так ты придумываешь для себя определённый набор правил в самом начале процесса и потом просто им следуешь. Иногда можно немного отступать от правил (если муза тебя посетила, конечно). Но если на начальном этапе ты всё распланировал, то вероятность допустить ошибку в середине или на финальном этапе работы очень мала.

Процесс работы над книгой «Вкусная Карелия»

Про дизайн-код Петрозаводска и локальный дизайн

Сегодня локальный дизайн стал пользоваться спросом, в Карелии идёт развитие профессии дизайнер. Отчасти это происходит из-за глобального развития профессии в стране и в мире, но и по причине локального движения вперёд тоже. То же самое можно сказать и про ремёсла. Сейчас сам ремесленник должен быть ещё и дизайнером — понимать, что нравится людям, как преподнести свой продукт, как потратить меньше ресурсов и заработать больше денег. Конечно, это работает, если ремесло — не просто хобби, а целая профессия. Наверное, возможен тандем ремесленника и дизайнера. В этом случае должна быть какая-то особая связь, чтобы люди были способны понимать друг друга, и работа складывалась. Графический дизайнер может помочь ремесленнику выгодно представиться, сделать упаковку, каталог или оформить группу во «ВКонтакте», нарисовать сайт, графическими средствами повысить привлекательность и ценность продукта, добавить ему стоимость.

Профессия дизайнера стала популярной и востребованной, много кто начал интересоваться дизайном и обсуждать его, появляется большое количество молодых дизайнеров и различных дизайнерских «движух».

В Карелии это заметно: можно привести в качестве примера даже городскую среду, которая также имеет непосредственное отношение к дизайну. Так, к 100-летию Карелии в Петрозаводске обновили фасады зданий, сделали подсветку. Когда я еду в центре Петрозаводска, не узнаю родной город! Всем, в том числе и мне, нравится, как поменялась площадь Гагарина, что дома перекрасили в красный цвет, и площадь, как мне кажется, стала уютной, камерной. Огромный «лайк» администрации Петрозаводска за единый дизайн-код города. Когда новости о нём (дизайн-коде) только появились, я не верил, что всё получится и сработает как нужно. Но сейчас мы видим, что всё удалось, и если правила дизайн-кода будут работать и дальше, то это круто! Город просто стряхнул с себя тонну ужасной рекламы, и дышать стало легче. Вектор движения в сфере дизайна у нас задан правильно, и это движение вперёд.

Фото для превью: Кирилл Лебедь

22 марта 2021
Категория: Интервью