Дайте досочек!
Елена Фомина

Алексей Шитов — мастер столярного дела, живёт в Кировске. А на работу ездит в соседний город, Апатиты — только там нашлось подходящее помещение для мастерской. Ездит каждый день, за станком — с девяти до шести. Сам себе начальник.

— Деревом я занимаюсь с детства, — рассказывает Алексей. — Помню, как в школу пришёл преподаватель из Клуба юного техника, показал свои работы — и я начал у него заниматься. С тех пор вся моя жизнь так или иначе связана с деревом.

По образованию я — педагог, специальность «технология предпринимательства». Последнее место работы — педагог дополнительного образования в Доме детского творчества. Всегда думал: вот выйду на пенсию, и буду резать из дерева в своё удовольствие.

Но педагог — человек зависимый. От тебя требуют обязательно привиться, заполнить кучу отчётов, непонятно кому нужных. И меня это стало так сильно напрягать, что я решил: зачем ждать пенсии? Почему не попробовать сейчас?!

И теперь у меня своя мастерская, непрерывный поток заказов. А в идеале хочется делать что-то для души, у меня много уникального материала для художественных изделий.

Материал

Древесину Алексей обычно заготавливает сам (по крайней мере, для декоративных изделий). Подбирает то, что пилят коммунальщики в городе. Ищет валежник. В отпуск в Костромскую область всегда едет с прицепом: на юге спиленное фруктовое дерево даже на дрова не идёт, стволы и ветки просто выбрасывают на свалку. А материал для столяра очень интересный.

— Не скажу, что у меня есть любимые деревья, — говорит Алексей. — С твёрдыми породами интереснее работать, и можно делать более долговечные вещи. Но у каждого дерева есть что-то своё, что-то, что можно использовать для конкретного изделия.

Вот возьмём осину. Древесина белая, никакой ярко выраженной текстуры. Но существует мнение, что осина забирает отрицательную энергию. А я одно время делал из веток шары: из пучка веток собирается заготовка и обтачивается на токарном станке. И как-то одна женщина заказала у меня большой шар (сантиметров двадцать в диаметре) — именно из осиновых веток. Когда ей плохо — берёт шар в руки, погладит-покрутит — отпустило.

Идеи Алексею Шитову приходят по-разному. Но чаще всего сама заготовка подсказывает, что из неё сделать. Задача — максимально раскрыть красоту материала.

— Я вообще бережно отношусь к материалу. Когда в детстве занимался резьбой по дереву, у нас не было ничего (и в магазине не купить было). Мы ездили на велосипедах на деревообрабатывающий завод: тётенька, дайте досочек! Женщин работало много, и тётеньки (они добрее) всегда давали нам досочек.

С тех пор в плане материала я очень экономный. Стараюсь древесину максимально использовать, никогда ничего не выкидываю. И часто отталкиваюсь от материала: форма ветки, корня, текстура дерева подсказывают, что делать. У меня идей — на несколько жизней вперёд.

Заработок

— Если бы меня ремесло не кормило, на что бы я жил?! Только мою работу не надо путать с хобби: для большинства людей работа с деревом, керамика, шитьё — это дополнительное занятие, от которого человек просто получает удовольствие. И если даже изделия свои они продают, то для них не принципиальна стоимость (потому что зарабатывают официально другим способом).

Из-за этого идёт обесценивание ручного труда. Выходишь на «Ярмарку мастеров» или на Ozon и думаешь: КАК? Как человек назначает такую цену, если материал стоит дороже? Но, думаю, каждый найдёт своего покупателя. Считаю, что надо делать своё, свою уникальную продукцию. И тогда проблем не будет.

У Алексея Шитова авторские изделия. Мастер старается не делать никаких копий, хотя часто заказчик присылает картинку из интернета: «хочу такое». Алексей всегда предлагает что-то альтернативное, добавляет что-то своё.

— У меня главная проблема — отсутствие полноценного большого помещения под мастерскую, — рассказывает Алексей. — Когда я начинал самостоятельно работать, первой мастерской была квартира в жилом доме. Но это очень неудобно: соседи долго думали, что у меня затянулся ремонт.

В Кировске с помещениями очень туго, под мастерскую ничего не найти. В итоге мы с коллегой (он тоже столяр) нашли мастерскую в соседнем городе, в Апатитах. Но и в этой мастерской площадь у меня очень маленькая. Не могу позволить себе делать какие-то большие изделия, беру максимум уровень обеденного стола. За кухонный гарнитур уже не возьмусь, негде будет его собирать, выставлять.

Было бы достаточно места, я бы и ЧПУ (станок с числовым программным управлением) себе купил. Но станки ставить некуда, и это всё тормозит: нет расширения, развития. Поэтому и работаю над небольшими изделиями, часто сувенирными. И основная часть моей работы — это заказы.

Север

— Мы живём на Севере, и потому ограничены в материале. Ель, сосна, берёза, осина — выбор невелик, — делится Алексей. — Но, с другой стороны, у нас есть и свой уникальный материал: взять сухостойные деревья, их нет на юге. Мне нравятся в этом отношении скандинавские (норвежские, финские) мастера, которые работают с местным материалом и делают совершенно уникальные вещи.

Если я образ сразу вижу в заготовке, я прямо на заготовке идею записываю (а то бывает, что потом и не вспомнишь). Вот у меня лежит давным-давно яблоня, часть ствола и корень. И это прям конь. Вот такую бы ножку для стола сделать! Яблоня — очень красивый материал. Очень прочный, приятный.

/
Дайте досочек! 04

А иногда у меня есть идея, но материал подводит. Кстати, о сухарнике: недавно забирал из леса огромную сосну, она уже сама завалилась. Основание ствола — больше метра. Думаю, сделаю спил — и будет из него стол (давно была такая мечта). А когда начал пилить, оказалось, что ствол разорван на части — пока сох, его разорвало. И этот спил у меня на четыре части развалился. Из него всё еще можно сделать стол. Но пока лежит, ждёт своего часа.

Материал подготовлен в рамках проекта «Северный ремесленный кластер: культура бережного потребления от традиции к современности» при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото: из личного архива Алексея Шитова

29 апреля 2024
Категория: Интервью