Анна дома
Елена Фомина

У жительницы Архангельска Анны Злотко трое детей, от десяти до семнадцати лет. А ещё она — дизайнер, автор бренда ANNA ZLOTKO и директор арт-резиденции «Марьин дом». Шьёт платья, оформляет музейные выставки, организовала проект «Мама дома»: на пленэр в деревню Чакола приезжают художницы с детьми.

Этим летом Анна стала героиней сериала «Кому на Руси шить хорошо» (2 сезон). Киностудия Горького снимает фильмы о дизайнерах одежды из разных регионов России; рассказывает о людях, которые используют национальные мотивы для создания коллекций одежды и аксессуаров.

— Шесть полноценных съёмочных дней, большая профессиональная команда, мои коллеги, родные и близкие, — вспоминает Анна съёмки. — А ещё жара, тонны мошкары и многое, что осталось за кадром... Я всегда стараюсь быть открытой, честной, позитивной и полезной. А в этом фильме открылась даже больше обычного, показала «изнаночную» сторону моего пути к бренду ANNA ZLOTKO.

Как успеть?

— У меня нет такой цели — всё успевать, — смеётся Анна. — Я по первому образованию — инженер по качеству, и во мне объединились и технарь, и лирик, и творец.

Я стараюсь успевать делать только самое важное. А на всё остальное просто закрываю глаза (иначе с ума сойти можно). Кстати, дети для меня — самые лучшие органайзеры. Когда они рядом, я делаю гораздо больше, они меня держат в постоянном тонусе.

Конечно, чтобы заниматься творчеством, что-то новое придумывать, нужно время. Время покоя, тишины, сосредоточенности. И я такое время в своём графике нахожу. А когда не нахожу, просто делаю какую-то механику: осуществляю уже придуманное, занимаюсь домашней работой.

У меня нет специального образования. Я не художник, я абсолютная самоучка, такой дизайнер из народа. Неидеальный мастер. Но мне очень нравится выражение «достаточно хорошая мама», «достаточно хороший дизайнер». Я достаточно хорошо выполняю свою работу. Кстати, в этом году стала членом Союза дизайнеров России (единственным в Архангельске; у нас, к сожалению, даже отделения своего нет).

Инженер по качеству

Анна Злотко:
— Я училась в Архангельском государственном техническом университете на химико-технологическом факультете (кафедра стандартизации, метрологии и сертификации). Нас учили работать с ГОСТами, техническими условиями, с любой нормативной документацией по качеству продукции, процессов, услуг.

Работать я начала в одной инвестиционной компании. Сначала начальником отдела, а затем и советником генерального директора. На мне лежал весь документооборот.

А потом три декрета. У меня начался эффект гнездования: захотелось сшить шторы, потом что-то в кроватку, потом какой-то мобиль мягкий над кроваткой повесить, игрушку свою в руки ребёнку дать. А когда появилась дочь, я и вовсе перевезла швейную машинку из родительского дома.

Сначала шила для себя, потом начала проводить мастер-классы по пошиву кукол среди таких же мамочек, как я. Это было замечательно: мы смеялись, общались, делились эмоциями. Чтобы не сойти с ума от бытовухи, творчество очень важно. Мелкая моторика работает, помогает расслабиться — и запускает какие-то механизмы думания, творчества.

Когда мой третий декрет подошёл к концу, на фирме уже сменилось руководство. И новый руководитель посчитал, что мама троих детей — не самый лучший работник. Что мне отчётливо дали понять.

Я уволилась и села за машинку. Решила, что теперь отношусь к шитью не как к хобби, а как к работе.

ANNA ZLOTKO

Анна Злотко:
— Я пошла учиться. Сначала на курсы в центр занятности — финансовая грамотность. Научилась писать бизнес-планы, выиграла первый грант. Купила новое профессиональное оборудование.

Затем открыла ИП, приняла участие в федеральной программе как мама-предприниматель. Получила ещё один грант на оборудование. И так потихоньку двигалась вперёд. Из домашней мастерской переехала в арендованное помещение, сделала ремонт. Открыла свою большую мастерскую и вышла на рынок с аксессуарами бренда ANNA ZLOTKO. Начинала с галстуков-бабочек, которые тогда были очень востребованы. Все студенты-выпускники, все женихи Архангельской области были моими заказчиками.

А потом появилась фотостудия при мастерской, появилась возможность пробовать себя в качестве художника-оформителя и декоратора. На меня обратили внимание краеведческие музеи, я начала с ними работать: оформлять выставки, применять дизайнерские навыки не только в текстиле, но и в интерьере. Окунулась в музейную сферу и поняла, что мне это очень близко, что всё родное — и вот так началась вторая часть моей истории.

/
Анна дома 03

Захотелось шить не просто аксессуары, захотелось шить одежду, которая будет отсылать к моим корням, воплощать детские воспоминания — ко всему, что есть внутри. И я начала шить одежду (в том числе платья) именно с такой северной душой, с душой русского Севера.

И тут возник ещё один проект, «Марьин дом». На моей родине, в деревне Чакола (Пинежский район) мы с мамой открыли музей памяти сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой. Хотели не только законсервировать, сохранить традицию, но и продолжить её.

Мы устроили в доме-музее художественную резиденцию для творческих людей. Уже почти пять лет к нам в деревню приезжают художники (раньше со всего мира, теперь со всей России). Я работаю с ними как куратор, вместе делаем современное искусство на основе традиций.

Самый наш последний проект — «Мама дома». Купили в Чаколе ещё один дом и устроили в нём арт-резиденцию для художниц с детьми. Чтобы они могли к нам приезжать со своими семьями — и работать.

Всё сама

Анна Злотко:
— Самая большая сложность для бизнеса — это моё внутреннее убеждение, что открывать большое производство не надо. Моих платьев не должно быть много, это повышает их ценность.

Для меня очень важна та мерка, которая заложена внутри. Я никак не могу согласиться на аутсорс. И никак не могу найти помощницу, которая была бы созвучна моему внутреннему состоянию. Были попытки: и строчку человек прокладывает ровнее, чем я — но не отпускает ощущение, что получается вещь из ателье.

/
Анна дома 04

А мне не надо из ателье, даже из хорошего. Мне хочется, чтобы получалось дизайнерское платье. Пусть где-то неровная строчка, но она даёт ощущение ручного труда.

Поэтому я всё сама. И не всё успеваю! Меня спрашивают: зачем тебе эти метания? Тут ты швея, тут музейщик, тут куратор. Но все мои проекты взаимно дополняют друг друга. Вот организую выставку, и для каждого художника на открытие шью свою оригинальную рубаху. И получаются уже не рубахи, а экспонаты современного искусства!

Одно помогает развивать другое, и работа в разных направлениях помогает мне не выгорать: если с утра до вечера шить (даже самые красивые северные платья), ты устанешь и выгоришь. А так — нет! И мне очень нравится, что у моего дела есть социальный эффект: я продолжаю нашу северную традицию. Не позволяю ей умереть.

Материал подготовлен в рамках проекта «Северный ремесленный кластер: культура бережного потребления от традиции к современности» при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото: из архива Анны Злотко

08 января 2024
Категория: Интервью