«Медленная мода» — термин у многих на слуху, он прочно вошёл в современный язык, но что входит в это обширное понятие на самом деле, осознают не все.
Попробуем разобраться с этим явлением современного контекста без приведения статистики загрязнений и влияния на экологию производств индустрии мод (об этом достаточно информации в открытых источниках), но с погружением в суть вопроса.
Термин появился в 2007 году в противовес понятию fast fashion (русс. «быстрая мода»). Считается, что его придумала экоактивистка и журналистка Кейт Флетчер. Она противопоставила slow fashion (русс. «медленная мода») масс-маркету, заявив, что прогрессивный подход к одежде — это отказ от перепотребления и от следования сиюминутным трендам.
Её высказывание как будто бы интуитивно нам понятно из исторического контекста и опыта и говорит о процессе бережливого отношения к предметам. В прошлом мотив был продиктован дефицитом ресурса, где производство сырья связано со многими сложностями, вплоть до самостоятельного создания (ткачество, крашение, пошив), а сам предмет труднодоступен из-за отсутствия самой возможности приобрести желаемую вещь и скудности ассортимента. Таким образом зачастую человек сам выступал в роли производителя или полноправного «обладателя», вложившего массу ресурса для использования предмета. Понятно и его желание максимально долго и эффективно использовать появившуюся вещь, отсюда все техники переработки и сохранения предмета: лоскутное шитьё, смена подзоров на юбках, сменные воротнички и подоплёки на рубашках.
Однако, между этим понятием прошлого и современным явлением «медленной» моды есть существенная разница: мотив, которым продиктовано такое отношение. Сейчас же ситуация диаметрально противоположная, хотя инструмент одинаковый. И это парадокс!
В связи с промышленными революциями, изменениями в геополитике, сменой технических возможностей создание производствами предмета не является сверхсложной задачей. А человек из обладателя становится потребителем, который не участвует, а зачастую и не понимает всего производственного процесса и внутренних взаимосвязей. Отсюда это поверхностное и некачественное использование ресурсов, которое с виду даёт гарантию свободы, всемогущества, комфорта и достатка, но внутри накапливается долг, где кредит не сходится с дебетом.
Простой пример. В организме человека есть нехватка энергии. Решение — употребляем простой и доступный в наши дни сахар, который даёт быстрый выброс инсулина в кровь, создаётся эффект «хлопушки» (сразу поднимается настроение и появляются силы). Но, если злоупотреблять сахаром, то в долгосрочной перспективе никакого качественного и полезного действия не происходит: ни витаминов, ни полезных элементов, ни долгих углеводов, которые дают энергию продолжительное время и укрепляют организм. В результате, таких энергетических провалов становится всё больше и чаще; злоупотребление не решает проблему, а скапливается в «мусор» (жир, токсины и «чудесные» болячки). Это то же самое, что жить в кредит: взяв его, можно решить проблему один раз, а можно бездумно постоянно находиться в долгах.
Так вот, в результате переизбытка рынка предметами человечество уже сильно задолжало планете Земля ресурсов, в том числе невосполнимых, а отдавать с процентами никто не хочет. Поэтому, чем больше людей это понимают, тем больше становится адептов осознанного потребления, которые придерживаются принципов ММ (медленной моды).
Дело в том , что мода — это не про тренды, кружева и странные вещи с подиума; это все её частные проявления. Мода как явление — это реакция общественности на социокультурные, политические, технологические, локальные явления изменяющегося мира. Процессы современного исторического контекста находят отражение в тех предметах, которые находятся в непосредственной близости от человека, от каждого индивида. Это предметный ряд, на который может влиять непосредственно каждый из нас. Находясь в непосредственной близости от тела человека, эта сфера является очень живой и подвижной, восприимчивой к любым изменениям в обществе. Он может влиять на неё ежедневно, здесь и сейчас, в отличие, скажем, от системы образования или нанотехнологий, где на процесс влияют определённые структуры. Получается, через исследование моды в любой момент можно сделать исторический срез контекста, в котором находилось общество в тот или иной момент времени. Через одежду человек может демонстрировать свой образ жизни, транслировать свою принадлежность к тому или иному сообществу, проявлять статус, манифестировать. Через стиль и своё отношение к одежде человек транслирует миру своё мировоззрение и философию.
Подводя итог всего вышесказанного, становится понятно, что «медленная» мода — это феномен, очень точно определяющий сознательный мотив современного общества замедлить и сократить потребление, но при этом отражает желание сохранить то, что есть актуальное сейчас и прогнозируемо будет актуально ещё долгое время.
Например, мы все хотим действовать качественно и эффективно вкладывать ресурсы в то направление, которое будет долго оправдывать вложения, не вредить, не влиять на сокращение своего личного и общего ресурсов, а максимум — приносить дивиденды. Поэтому, явление «медленная мода» — это понятие обширное, включает в себя разные сферы, процессы и явления от культуры потребления до экономики развития региона и технологических процессов.
Мария Койвестойнен, участница проекта «Трансформатор. Новые подходы к старому» (АНО «Северное развитие»), главная цель которого — дать вторую жизнь старым вещам: «У меня было шерстяное пальто бабушки. Очень хорошего качества, но, на мой взгляд, устаревшего фасона. Хотелось его как-то осовременить, чтоб в последствии использовать по прямому назначению. Было решено пальто „выпрямить“, добавить капюшон и украсить подол лоскутным шитьём с вышивкой. Теперь щеголяю в нём по улицам Петрозаводска».
«Медленная» мода — это назревшая реакция социума на экологическую ситуацию в мире; она проявляется в новом подходе к культуре потребления — осознанное потребление. Где потребитель вновь становится полноправным участником этого процесса, как обладатель и хозяин, владеющий ситуацией и берущий на себя ответственность за свой выбор и решения.
Фото на обложке: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»